Сложные отношения с водой

Центральной темой выставки стала связь (и взаимозависимость) человека и водных ресурсов, а также экологические проблемы, связанные с их освоением. Для Петербурга, одного из крупнейших европейских портов, тема существования в окружении водных пространств — со всеми плюсами и минусами в виде постоянной угрозы затопления — особенно актуальна. В этом смысле образ Гидры выступает сложной метафорой ― это одновременно и стихия воды, и мифическое существо со множеством голов, которое символизирует постоянно растущие экологические проблемы. И наконец, это еще и отсылка к классицистическому наследию Петербурга и его исторической памяти:

«Изначально мы собирали больше проектов, связанных с темой воды, именно потому, что для Петербурга это самая близкая стихия. Действительно, это место, где историческое и культурное наследие сходится с экологией: помимо инженерных сооружений в список охраняемых объектов входят и исторические русла рек, и прибрежные территории. По сути, это очень искусственный город, в котором есть только вода, сдерживаемая гранитными набережными, и который постоянно с водой конкурирует», — так на одном из круглых столов объяснила концепцию выставки ее сокуратор Лидия Гуменюк.

Выставка «Hydra. Искусство новых медиа в контексте экотревожности». Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Выставка «Hydra. Искусство новых медиа в контексте экотревожности». Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Поэтому большая часть работ художников так или иначе посвящена стихии воды. Например, открывающее выставку шоу «Whispers» от коллектива Light Society (Алия Орр (Aliya Orr) и Сакчин Бессетт (Sakchin Bessette)) предлагает зрителям погрузиться в самый эпицентр шторма — и в то же время поднимает актуальную проблему загрязнения океана пластиком. Французский художник Maotik (Матье Ле Сур (Mathieu Le Sourd)) создал интерактивную имитацию океана: инсталляция меняется в режиме реального времени на основе данных о силе ветра и высоте волн из разных точек Земли. Таким образом, на время пространство превращается в цифровой аналог Средиземного моря, Тихого океана или Финского залива. А русский медиахудожник Виктор Поляков собрал сложную установку из резервуаров с водой, волногенераторов и источников света, чтобы создать визуальный эффект, похожий на пробивающиеся сквозь толщу воды лучи света.

Другие авторы обратились непосредственно к экологической проблематике. Например, аудиоинсталляция норвежской художницы Яны Виндерен (Jana Winderen), много лет работающей с темой экологии и морских экосистем, поднимает проблему мертвых зон (иначе — зон кислородного минимума) в Балтийском море — одном из самых загрязненных водоемов в мире. Полевые записи состоят из звуков обитателей этого региона: людей, млекопитающих, различных видов рыб и ракообразных.

Последствия химического загрязнения и его влияния на водных обитателей исследует и Робертина Шебьянич (Robertina Šebjanič). В совместной работе с биотехнологом Гьино Шутичем (Gjino Šutić) она демонстрирует видео эксперимента, во время которого морские микроорганизмы гибнут в растворе лекарств. Recycle Group, в который входят художники Андрей Блохин и Георгий Кузнецов, сделали искусственное покрытие из гидроизоляционной пленки вторичного использования — оно имитирует грязь со следами обуви, что отсылает зрителя не только к будущему, где не осталось места природным материалам, но и дает почувствовать симуляционную природу мира. А коллектив медиахудожников TUNDRA в работе «The Day We Left Field» рефлексирует на тему транзита между природным и цифровым миром.

Выставку сопровождала обширная публичная программа, в которой приняли участие не только художники и кураторы, но и биологи, геологи, историки и другие специалисты. Они обсудили состояние Арктики и Антарктики, угрозу жизням нерп и другие экологические проблемы. 

Другой важной темой стало само направление искусства и науки. В один из дней выставки художники и кураторы вместе с чиновниками и директорами институций обсудили, является ли Петербург столицей Art&Science — одним из экспертов круглого стола выступила Алия Сахариева, директор Центра науки и искусств Университета ИТМО.   

Водные машинерии

В рамках публичной программы выставки состоялась и презентация коллективной работы студентов магистратуры Art&Science «Water Machineries». Проект стал результатом шестидневного воркшопа, организованного совместно Центром искусства и науки Университета ИТМО и Цюрихским университетом, который проходил в сентябре прошлого года. Главной темой исследования стали отношения города и окружающих его водных пространств, культурные и социо-политические аспекты этих отношений, а также инженерные сооружения, созданные для подчинения стихии.

«Темой исследования мы выбрали дамбы и наводнения. А если говорить более широко, мы говорили об освоении Финского залива и некотором контрасте, который есть между северным побережьем (Сестрорецкий завод) и южным (Петергоф). Точкой и нервом нашего исследования было воображаемое наводнение, которое могло бы превратить город в некое подводное сооружение, то есть из архитектурного наследия превратить город в подводное наследие. Собственно об этом был VR-проект студентов, которые вообразили этот город под водой», — объясняет куратор проекта, медиахудожница Наталья Фёдорова.

В течение шести дней молодые художники углублялись в историю освоения берегов Финского залива, Невы и малых каналов — с 18 века до наших дней. Например, во время тура по Васильевскому острову участники должны были представить себе, каково это, оказаться в эпицентре наводнения — об этом напоминают таблички с отметкой уровня воды во время самых сильных затоплений. В другой день студентам провели экскурсию по построенному в 2011 году комплексу дамб — во время нее были сделаны полевые записи, которые позже стали частью финального проекта. Третий день был посвящён изучению фонтанов Петергофа, а четвёртый — посещению ныне закрытого Сестрорецкого инструментального (оружейного) завода, который во времена Петра I был градообразующим предприятием.

Со студентами также встретился заместитель директора по научно-просветительской работе музейного комплекса в Разливе Михаил Клименко. Он рассказал историю искусственного озера Разлив, его роль в работе фабрики, провел экскурсию по плотине Гаусмана и старым водосливным каналам.

В итоге художники создали коллективную выставку внутри виртуального пространства затопленного города. В нём они разместили цифровые копии наиболее знаковых объектов — будь то сопло фонтана из Петергофа, телефон для экстренных звонков с дамбы, барельеф с изображением Нептуна или заяц из истории про Петра I и Заячий остров. Всё это сопровождается звуковым оформлением, собранным из полевых записей, например звука ударов по крышке люка на дамбе и звука погружения в воды Финского залива. 

Итоговый проект был представлен во время круглого стола «Как в городе на воде сохранять уникальность водного ландшафта». Темой для обсуждения стал вопрос сохранения водных объектов как части культурного и исторического наследия Санкт-Петербурга. Модераторами дискуссии выступили Наталья Фёдорова — художница и куратор проекта «Водные машинерии», Лидия Гуменюк — сокуратор выставки «Hydra». А своим видением проблемы (и вариантами её решения) поделились Михаил Клименко, заместитель директора по научно-просветительской работе Историко-культурного музейного комплекса в Разливе, Сергей Бондарев, хранитель музейных предметов отдела «Большой дворец» в Петергофе, и Екатерина Гольдберг, партнер архитектурного бюро Orchestra Design, которое в том числе специализируется на работе с водными ландшафтами городов.

Выставка «Hydra. Искусство новых медиа в контексте экотревожности»  работает ежедневно до 28 февраля в культурно-деловом центре «Севкабель Порт». Проект «Водные машинерии» можно посмотреть онлайн. Публичная программа доступна на Youtube-канале.