Фестиваль STAGE — это ежегодное событие, где выпускники магистратуры Art & Science ИТМО представляют свои работы, выполненные на стыке науки, искусства и технологий. В этом году на выставке представлены 11 проектов, серия перформансов и насыщенная образовательная программа (арт-медиации, лекции, дискуссии, воркшопы, артист-токи). Все они объединены одной темой — «Новая хрупкость».
«Когда мы стали отсматривать работы выпускников и изучать темы, на которые им интересно высказываться, то решили, что лучше всего эти проекты описывает понятие “Новая хрупкость”. Оно поднимает вопрос о том, как продолжать заниматься искусством в контексте глобальной нестабильности и эмоционального раздрая. Темы, которые интересовали участников, мы разделили на три направления: ментальное здоровье, несовершенные технологии и коммуникация человека с другими существами в попытке восстановить хрупкий баланс на планете», — рассказала руководитель магистерской программы Art&Science, независимый куратор и креативный продюсер выставки Ольга Вад.
Ментальное здоровье
С помощью художественных средств авторы проектов попытались передать пограничные психологические состояния, привлечь внимание к их стигматизации, а также найти причины ментальных проблем и новые способы обрести эмоциональный баланс.
Одна из инсталляций этого раздела посвящена тревожно-депрессивному расстройству. Работа выпускницы ИТМО Анастасии Костиной представляет собой конструкцию в виде розового дома, внутри которого можно надеть VR-очки и увидеть мир глазами человека с депрессией.
«Дом розовый и блестящий, потому что к депрессии часто относятся несерьезно и воспринимают ее как способ привлечения внимания. Чтобы показать людям, что обычно испытывают люди в этом состоянии, я провела клиническое исследование и ряд интервью с людьми, которые страдают тревожно-депрессивным расстройством. По опыту этих людей я смоделировала пространство в виде нескольких комнат. Попадая в них с помощью очков виртуальной реальности, зритель погружается в мир человека с тревожно-депрессивным расстройством. Инсталляция позволяет увидеть, насколько сильно изменяются очертания предметов, каким давящим кажется пространство, какие навязчивые мысли посещают людей с этим диагнозом», — рассказала автор проекта, выпускница магистратуры ИТМО Art&Science Анастасия Костина.
Еще один цифровой арт-объект — «Safe Space» выпускницы магистратуры ИТМО Art & Science Дарьи Мурашкиной — поднимает вопрос безопасности в метавселенной. На основе проведенного социологического исследования, используя нейросети, автор постаралась создать безопасное цифровое пространство и воплотить его в виде сюрреалистичной рощи, столика для чаепития на верхнем этаже и других локаций в виртуальном мире. Погрузиться в него и отдохнуть от информационного шума можно с помощью VR-очков.
Новые технологии и их несовершенство
Другие художники обратились к изучению и осмыслению несовершенств и ошибок, которые могут возникать при использовании новых технологий.
Например, в проекте «По ту сторону метавселенной» выпускница магистратуры ИТМО Art & Science Дарья Иванс исследует, как ошибки и баги могут влиять на опыт пользователей. Инсталляция состоит из трех виртуальных пространств, в каждом из которых можно почувствовать метавселенную по-разному. Например, в одном из пространств есть возможность «сломать» интерфейсы и ухудшить производительность техники за счет встроенных компьютерных программ. А путешествуя по другим виртуальным комнатам, зритель увидит, как перестроить пространство, используя принципы разработки сайтов нулевых годов.
В работе «Нейропластичность» Дарьи Высоковой можно представить связь работы человеческого мозга в режиме стресса с работой гаджетов. Проект представляет собой аналоговую трехуровневую нейросеть, которая состоит из девяти электронных нейронов. Все компоненты, из которых собрана нейросеть, были найдены на улице и заводских складах.
Нейросеть имитирует механизм работы мозга во время стресса и демонстрирует нейропластичность. Это свойство мозга, благодаря которому нейроны могут строить новые связи. У современных технологий нет такого свойства, и эта инсталляция как бы заглядывает в будущее, когда гаджеты обретут это свойство и в ситуациях стресса смогут выстраивать новые аналоговые связи.
«Работа вдохновлена сильным стрессом, который я испытала, когда разбила свой телефон. Я была в незнакомой части города и не могла сориентироваться. Еще большее отчаяние я почувствовала, когда узнала, сколько будет стоить ремонт смартфона. Тогда я решила изучить, почему мы испытываем сильный стресс, когда взаимодействуем с технологиями, а особенно в тот момент, когда они ломаются», — рассказала автор проекта и выпускница магистратуры ИТМО Art & Science Дарья Высокова.
Коммуникация с человеком и не только
Проекты этого раздела изучают возможности общения человека с другими человеческими и нечеловеческими существами в попытке найти хрупкий баланс в конфликтном распадающемся мире.
Тему коммуникации человека с деревьями в контексте города раскрывает кинетическая скульптура умирающего дерева с протезом. Металлический корсет с движущимися при приближении человека кусками коры на дереве символизирует защиту от людей, которые хотят его срубить.
«Своим проектом я хочу поднять дискуссию о месте деревьев в городе и их личном выборе, где им жить и умирать. Обычно горожане и коммунальные службы воспринимают умирающие деревья как угрозу или помеху, которую постоянно пытаются изгнать из городского контекста. При этом с точки зрения биологов и экологов умирающее дерево — это важная часть экосистемы, в которой продолжают жить микроорганизмы, насекомые и птицы, поэтому такие деревья важно сохранять. Я хочу, чтобы зрители испытали причастность к деревьям и относились к ним как к отдельным индивидам», — подчеркнул автор проекта, выпускник магистратуры ИТМО Art & Science Эрнест Сайрон.
В другом проекте раздела — «Территория дислексии» — выпускница магистратуры ИТМО «Научная коммуникация» Ульяна Назаренко исследует проблему стигматизации особенности, при которой у человека избирательно нарушены способности к чтению и письму. Проект представлен в виде панно с цитатами людей с дислексией, в которых сохранены специфические ошибки. Другая часть инсталляции содержит истории людей с дислексическим мышлением в формате аудиозаписи. Через такие личные примеры художница представляет дислексию не как недостаток, а как особенный способ восприятия и мышления.
Также в программе фестиваля STAGE ― спектакль-перформанс номинанта «Золотой маски», выпускника магистратуры ИТМО Art & Science Ивана Заславца «В ученом обществе». Это новая интерпретация пьесы «Каштанка» Чехова, в которой вместе с актерами-людьми играют актеры-роботы, а повествование ведется от лица собаки. Спектакль покажут 3 июня, в этот же день Иван Заславец прочитает лекцию «Из театра в медиа», на которой расскажет про современные формы театра на стыке искусства и науки и представит свой проект.
Выставка STAGE проходит в Центре Art & Science на Биржевой линии, 16 и продлится до 20 июня. Следить за расписанием можно в Telegram-канале Центра Art & Science ИТМО. Вход на выставку бесплатный, но нужно пройти регистрацию.