«Буквально на днях в Университете ИТМО завершился первый в России курс по научной коммуникации, а его очень достойным продолжением, причем бесплатным для всех желающих, стал Фестиваль нанотехнологий. Все спикеры заинтересованы в продвижении и популяризации научных знаний, в расширении кругозора тех, кто решил посетить лекции или сходить на фильмы. Кроме того, мы последние лет семь-восемь постоянно слышим о нанотехнологиях — но мало кто действительно знает, как сильно эта отрасль проникает во все сферы нашей деятельности и насколько у нее междисциплинарный охват. „Нанофест“ частично заполняет этот пробел», — отмечает один из организаторов фестиваля, руководитель отдела по научным коммуникациям Университета ИТМО Дмитрий Мальков.
Телевидение и наука — без денег никуда
На площадке Университета ИТМО «Нанофест» открыли телеведущая канала ОТР Ольга Орлова, которая уже выступала на «Коммуникационной лаборатории» в Петербурге, и доктор химических наук МГУ Алексей Бобровский. По словам Ольги Орловой, производство телеконтента требует сочетания предельной скорости с существенными финансовыми затратами, и первый пункт очень мешает съемке научных новостей, поэтому их почти нет в ежедневных новостных программах. Так, сюжет, связанный с нанотехнологиями, будет стоить очень дорого, его придется долго создавать руками специалистов по 3D-графике, — а все, что делается долго, на телевидении либо не появляется, либо «уходит» в полнометражное кино. Поэтому о краеугольный камень вроде картинки и стоимости съемочного процесса разбивается большая часть хороших научно-популярных идей.
«На телевидении человек в одиночку сделать всю программу не может, как делают люди для интернет-изданий или радио. На телевидении каждое действие стоит денег. Выездная съемка всегда дороже студийной. Когда выясняется, сколько денег стоит снять хорошую научно-популярную программу, мы понимаем, что это другой бюджет, недели бы мы стали писать на эту тему книжку. Хорошо, что хороших книг у нас пишется много», — рассказала Ольга Орлова.
По убеждению ведущей ОТР, еще один краеугольный камень в научной журналистике — это образование. Ольга Орлова уверена, что выпустившегося из университета пиарщика, журналиста или любого другого профессионального коммуникатора научить понимать и описывать популярным языком научные процессы без естественнонаучного или технического образования нельзя. Она отметила, что выгоднее делать наоборот — брать технического специалиста и за полгода выучить его журналистским приемам.
Печальная история всех ЖК-устройств
Сразу после телеведущей со специализированной лекцией выступил доцент МГУ Алексей Бобровский. Он рассказал об истории открытия жидких кристаллов. В 1888 году австрийский ботаник Фридрих Рейнитцер исследовал холестерилбензоат и обнаружил, что при температуре в 145 градусов вещество выглядит как мутная жидкость. Оказалось, что жидкость можно налить в стакан, но при этом ее вещество имеет структурированный и упорядоченный вид. Позже исследование жидких кристаллов было связано с трагическими событиями.
«Очень важно сказать, что в 20-е годы в Ленинграде советский физик Фредерикс исследовал ориентацию жидких кристаллов в разных внешних полях, магнитном и электрическом. Именно тогда были заложены основы того, что в 1968 году состоялось первое применение жидких кристаллов. Целых 80 лет к жидким кристаллам относились несерьезно, ведь была теория относительности, квантовая механика. К середине 60-х, когда изобрели транзистор, стала развиваться электроника, возникла необходимость удобно и быстро отображать информацию. Эффект Фредерикса был использован в первых и последующих ЖК-индикаторах. Уверен, если бы Фредерикс не погиб в лагерях, ему бы дали Нобелевскую премию за его открытие», — рассказал Алексей Бобровский.
Как отметил специалист, жидкие кристаллы — это не только перспективные и наукоемкие вещества, но и почти искусство. Например, ученый признался, что больше любит наблюдать за процессом перехода вещества из одной фазы в другую, а его применение уже вторично.
Паблик без мемов — посты на ветер
Шеф-редактор легендарного паблика «Образовач» Артем Крашенинников поведал в рамках третьего дня мероприятия об успешной SMM-стратегии, тайнах сторителлинга, комиксах и прочих возможностях продвижения контента. Он отметил, что сообщество своими ежедневными постами создало свой собственный юмор с популярными мемами, который понятен только его членам, словно они посвящены во что-то недоступное остальным. Особую роль тут играют картинки, сопровождающие новости, которые делают не только подписчики-обладатели искрометного чувства юмора, но и специально нанятые люди — так называемые пикчеры. По словам Артема Крашениннкова, пикчеры — это специалисты с бесперебойным креативным мышлением, которое стоит лишь направить в нужное русло.
«Когда появился „Образовач“, у нас с „Постнаукой“ была разница где-то в полгода. Они и мы постили контент, который позволил сформировать внутри себя определенное сообщество. Когда появился „Образовач“, мы в первую неделю набрали в него 30 тысяч человек. У нас они увидели, что подход к серьезным новостям со смешными картинками более действенный, и решили изменить свой подход к SMM. Мы наблюдали за сообществом и тем, как коллеги использовали уже имеющиеся неоригинальные иллюстрации. Из-за использования смешных картинок у них посещаемость выросла за неделю в два раза. Все это указывает на справедливость давней поговорки — если хочешь подружиться с человеком, рассмеши его», — пояснил спикер.
В своей презентации Крашенинников отмечает, что в шутках-иллюстрациях можно не только рассказывать короткие забавные истории, но и просто шутить, использовать внутренний и контекстный юмор. Хороший способ — вовремя и со вкусом внедрить на благо паблика и роста читаемости интернет-мемы, которые «на волне» — сойдут фразы и герои популярных сериалов, вирусных видеороликов, и даже так называемых «баянов» — при правильном применении нажать ссылку и сделать репост захочет немало подписчиков. Это дает новым читателям паблика возможность становиться постоянными по принципу «come for pictures, stay for science» — простые и комбинированные мемичные конструкции способствуют этому как никогда.
А что будет дальше?
«Нанофест» не завершает свое движение в Петербурге, а идет дальше по стране — на этот раз в Москву. Программа обещает быть серьезной и развлекательной одновременно с 10 по 12 декабря. Так, москвичей и гостей столицы ждет выступление профессора Сколтеха и Университета Штата Нью-Йорк Артема Оганова. Он расскажет о том, как предсказывать новые материалы с помощью компьютерных технологий. Свои лекции для жителей Москвы повторят Алексей Бобровский и Артем Крашенинников. Команда Science Slam и «Курилка Гутенберга» расскажут о форматах и организации научно-популярных мероприятий и выступлений ученых. Тех, кто любит хорошее умное кино, ждут фильмы «Трансцендентный человек» и «Принтер будущего».
Полина Полещук,
Редакция новостного портала Университета ИТМО