Всероссийская лабораторная – это одновременно и тест, и игра. У создателей лабы не было цели проверить уровень естественнонаучных знаний россиян, но лишь показать каждому участнику, насколько верно и полно он может судить о причинах происходящих вокруг него ежедневных явлений, насколько он готов грамотно ответить на вопросы, которые постоянно задают дети: почему закат красный? Где летают космические спутники? Почему ночь и день сменяют друг друга? Почему зимой холодно и сколько весит зрачок синего кита?
«За последние сто лет научное понимание мира очень сильно развилось, мы совершили множество открытий, о которых и не помышляли триста лет назад. Но одновременно простые люди “отстали” от этих открытий. И если раньше это было простительно, то теперь ничего не понимать в устройстве современного мира нельзя. Ведь наука влилась в нашу ежедневную жизнь: у нас у всех есть смартфоны, мы все пользуемся навигаторами и другими сложными устройствами. Несмотря на это, очень часто наука воспринимается нами как какая-то магия из мира Гарри Поттера, мы не думаем, как она работает. Я вот люблю понимать, как устроен мир, из чего он состоит и почему что-то происходит именно так, а не иначе. Поэтому не относитесь к этой лабораторной, как к какому-то тесту по проверке знаний, главное, чтобы вы сами получили какие-то знания и поняли, чего вы не знаете», – приветствовал участников Всероссийской лаборатории в Университете ИТМО аспирант кафедры фотоники и оптоинформатики Владимир Борисов, который организовывал мероприятие в вузе и был «завлабом», то есть помощником и советчиком по лабораторной.
В этом году мероприятие проходило в первый раз в восьми городах страны. В день акции у участников был один академический час, то есть 45 минут, чтобы ответить на несколько десятков недетских вопросов и проверить, насколько их картина мира связана с реальным устройством Вселенной. Вопросы были размещены в несколько блоков. В первом «лаборанты» должны были согласиться или не согласиться с каким-либо утверждением, например, правда ли, что если дождевого червя разрезать пополам, то из него получится два отдельных червяка? Кстати, ответ: нет, регенерировать может лишь та часть, где голова червя, и то, если линия разреза пришлась на переднюю часть. Этот блок вопросов был связан с тем, что в мире блуждают псевдознания и ложные идеи, которые передаются от человека к человеку с полной уверенностью в том, что это – истина.
«Все мы часто сталкиваемся с сомнительными сообщениями. В научно неграмотном обществе несбыточные обещания, беспочвенные страшилки, ложные взаимосвязи множатся, как вирусы. Ученые противостоят шарлатанству и мракобесию, но им не победить без вашей помощи. Поэтому будьте бдительны, мыслите критично, проверяйте себя в наших тестах. И добавьте науку в друзья!» – призывают на сайте Всероссийской лабораторной организаторы.
В трех следующих смысловых блоках участники должны были выбрать правильный ответ на вопрос из предложенных вариантов, то есть решить тесты. Но варианты были с подвохом: в одном случае за каждый ответ приводились аргументы, но один аргумент был верный, а другой – лишь содержащий научные термины, но ложный. В другом проверялось умение участников делать хотя бы грубые количественные оценки о науке, например, примерно указать, когда же жил общий предок человека и шимпанзе? Кстати, вы ведь знали, что шимпанзе – это не предок человека, да? И, наконец, в третьем тесте «лаборанты» столкнулись с очень простыми, на первый взгляд, вопросами из реальной жизни. Но ответить и объяснить их оказалось не так просто, например, шест канатоходцу нужен не для удержания баланса, а чтобы отталкиваться от него и компенсировать свои ошибки.
Наука есть усовершенствование повседневного мышления, говорил Эйнштейн. И иногда за недостатком фактов нужно оперировать теми данными, что уже есть, и пытаться принимать на их основе рациональные и взвешенные решения. В пятом блоке вопросов участники Всероссийской лабораторной должны были определить объекты по их кратким описаниям, в частности расставить планеты и виды технологий современного освещения по их основным физических характеристикам. В последнем естественнонаучном блоке вопросов «лаборанты» должны были решить самую настоящую лабораторную и поэтапно объяснить, почему, если поставить горящую свечу в емкость с водой и накрыть ее стаканом, огонь потухнет, а вода «втянется» в стакан?
Партнером Всероссийской лабораторной выступили организаторы уже очень популярной акции по проверке грамотности населения «Тотальный диктант», поэтому на мероприятии был проведен также научный диктант. Участники должны были правильно записать продиктованные научные термины и определить, что они означают. Некоторые термины плотно вошли в нашу жизнь, но не всегда мы корректно употребляем их в устной речи и правильно записываем.
Во время проведения лабораторной можно было пользоваться калькуляторами и Интернетом. Но смысл акции был именно в проверке себя, а не в выполнении заданий для хорошей оценки, поэтому участники, собравшиеся на площадке в Университете ИТМО, старались отвечать на вопросы самостоятельно. Формулировки были выбраны так, чтобы они были похожи на действительно детские вопросы. Хотя иногда из-за этого было непонятно, что же имеется в виду.
«Когда мы увидели вопросы, то у нас самих сразу возникло несколько вопросов к ним. И хотя все вопросы составлены корректно с научной точки зрения, в некоторых случаях достаточно сложно понять, о чем же именно этот вопрос. Например, в первом блоке было утверждение: “Информация иногда передается между людьми без физического носителя”. Понять его можно было по-разному, но организаторы имели в виду именно телепатию. Если рассматривать вопрос с этой стороны, то нет, конечно, телепатия не доказана. Или было утверждение “Растения получают пищу в основном из воздуха”. Да, выработка энергии происходит с помощью фотосинтеза и переработки углекислого газа, но при этом он невозможен без света. То есть здесь могло быть двоякое толкование. Однако организаторы сообщили нам, что смысл и был в том, чтобы вопросы кое-где были неполными, размытыми, как и задают их дети», – прокомментировал Владимир Борисов.
В другом случае сам правильный ответ не был прямым ответом на вопрос. Например, на вопрос «Почему солнце на закате краснеет?» нужно было выбрать «Потому что атмосфера поглощает и рассеивает в основном голубую составляющую солнечного света». Это был единственно точный ответ с точки зрения науки, но это не ответ на вопрос. Да, это утверждение – верное, но точнее было бы написать примерно следующее: «Потому что вечером солнечный свет проходит через толщу атмосферы по касательной и красный свет сильнее рассеивается». Дело в том, что волны солнечного света, которые мы воспринимаем как красный свет, очень плохо рассеиваются в атмосфере и проходят сквозь нее практически по прямой, не окрашивая небо. А вот когда солнце приближается к горизонту, красные «лучи» проходят через все большие толщи атмосферы, поэтому даже их слабое рассеяние становится заметным.
Но как бы то ни было, Всероссийская лабораторная дала участникам понять, что в этом мире, с которым мы сталкиваемся каждый день, еще много-много всего непонятного, и это стоит узнавать. В конце лабораторной в Университете ИТМО выявились лучшие «лаборанты». Четверо участников из аудитории примерно в 50 человек набрали максимум баллов – больше 48, ответив правильно почти на все вопросы. Они получили памятные призы и уверенность в том, что их картина мира – правильная.