Важно понимать, что наиболее авторитетные рейтинги, такие как QS University Rankings и Times Higher Education, оценивают деятельность вуза за более долгосрочный период. Так, «свежий» рейтинг THE, вышедший 21 сентября, учитывает показатели работы вузов до 2015 года, не используя данные 2016 года. По наукометрии (данные по цитированию, публикационной активности и так далее) задержка составляет до двух лет. То есть те усилия, которые предпринимает тот или иной вуз для своего продвижения прямо сейчас, отразятся на его позициях в топах только через несколько лет. Собственно, во многом это и объясняет тот факт, что лидеры Проекта 5−100 — ВШЭ и Университет ИТМО — «влетели» в рейтинг Times Higher Education именно в этом году, после накопления критической массы высоких показателей.
Как отмечает директор Центра рейтинговых исследований Университета ИТМО Илья Куфтырев, если говорить о QS и THE, в которых присутствие российских вузов не одинаково, то рейтинг Times — более научный, а QS — репутационный. В первом случае научно-исследовательская составляющая (то, что называется «knowledge transfer») оценивается более глубоко. Впрочем, репутации вузов также отводится значительное внимание. Критерий «Образование», который оценивает то, насколько вуз считается признанным в области реализации передовых практик обучения студентов, имеет 15% веса. А критерий «Научная деятельность», учитывающий, насколько вуз может считаться эталоном с точки зрения проведения высококачественных и прорывных научных исследований, составляет 18% от общей оценки.
Одним из факторов, который повлиял на попадание Университета ИТМО в топ-100 предметного рейтинга по Computer Science, является резкий скачок публикационной активности вуза, повлекший за собой рост цитируемости, считает Илья Куфтырев.
«Естественно, рост числа публикаций сам по себе еще не гарантирует повышения цитируемости, — отмечает директор Центра рейтинговых исследований Университета ИТМО. — Но в случае Университета ИТМО речь идет о продуманной научной политике: наши международные научные лаборатории, которых больше сорока на данный момент, стараются публиковать свои результаты в признанных международных журналах с высоким импакт-фактором. Это гарантирует высокую цитируемость. Естественно, если бы статьи размещались в менее авторитетных журналах, таких показателей мы бы не добились».
Согласно статистике в Scopus, количество публикаций Университета ИТМО, индексируемых реферативно-библиографической базой данных, в 2015 составило 1582. Это в 3,3 раза больше показателей 2013 года и в 5 раз больше показателей 2012 года. В соответствии с требованиями рейтинга Times Higher Education, за пять лет у ранжируемого вуза должно накопиться не менее 1000 публикаций, индексируемых Scopus, и не менее 150 статей в год. Добавим, что в расчет методологии THE входят научные статьи, доклады на международных конференциях, научные обзоры и монографии — последние начали учитываться только с этого года.
К слову, показатели цитирования Университета ИТМО в предметном рейтинге по Computer Science даже выше, чем у второго российского представителя в топе — МГУ им. Ломоносова. Как комментирует Илья Куфтырев, несмотря на то, что петербургский вуз находится в разных весовых категориях с Московским государственным университетом, непосредственно по предмету Computer Science число публикаций, проиндексированных Scopus за период 2011—2016 годы, у Университета ИТМО составляет 1387, а у МГУ — 1513. При этом у Университета ИТМО значительно выше показатель по научным докладам и статьям для конференций, что повлияло на показатель цитируемости — 98, 7 по оценке Times Higher Education (для сравнения, 61.0 — у МГУ).
«Этот аспект, кстати, ярко свидетельствует о том, как необходимы сейчас вузам интеграция в мировые научные исследования, обмен знаниями, наработками и достижениями с другими вузами, с международным академическим сообществом. Это влияет и на узнаваемость вуза, чего практически всем российским университетам сейчас не хватает. То есть репутация у нас есть, а узнаваемости в мировой масштабе пока недостаточно. Естественно, это процесс долгий, и здесь нужна последовательность, стратегическое мышление», — добавляет Илья Куфтырев.
Повышать узнаваемость вуза следует, среди прочего, на международных конференциях, где можно заявить об уникальных компетенциях вуза профессиональному сообществу. Также немаловажно для рейтинга — умение вуза «зарабатывать на своих мозгах»: университету необходимо наращивать темпы взаимодействия с промышленностью, увеличивать доход за счет финансирования НИОКР из внебюджетных источников, коммерциализировать результаты научно-исследовательской деятельности.
Впрочем, само попадание в рейтинг уже провоцирует повышение репутации вуза и является хорошим подспорьем для дальнейшего развития. Как рассказывает проректор по международной деятельности Университета ИТМО Дарья Козлова, в сотне лучших IT-вузов мира, среди которых Университет ИТМО, немало университетов-партнеров первого неклассического. Так, возглавляет топ IT-университетов Швейцарская высшая техническая школа Цюриха — Университет ИТМО сотрудничает с этим вузом по части спортивного программирования. Чемпионы Университета ИТМО тренируют студентов вуза, готовят к всемирным IT-соревнованиям. На 10 и 14 местах — два сингапурских вуза-партнера. С Национальным университетом Сингапура (NUS) университет сотрудничает в области спортивного программирования, с Наньянским технологическим университетом реализуются совместные проекты в области Smart City. Близкие партнеры делят 56-ое место с Университетом ИТМО: генеральный директор Левенского католического университета, профессор Конрад Дебекер входит в Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
«Можно и дальше перечислять достоинства той компании, в которой мы оказались, войдя в сотню лучших IT-вузов, — комментирует Дарья Козлова. — Действительно, многие из них уже являются нашими партнерами и друзьями. Безусловно, попадание в рейтинг открывает нам двери к новым партнерствам и мотивирует укреплять уже существующие соглашения. Мы продолжим запускать новые программы, приглашать в вуз иностранных студентов, процент присутствия которых значительно вырос за последние годы, делать совместные проекты. Декан факультета информационных технологий и программирования, профессор Владимир Парфенов, например, уже согласился открыть программу на английском языке, чтобы привлечь еще больше иностранных студентов, которые заинтересованы в обучении у лучших. Было очень приятно получать поздравления с успехом в Times Higher Education от наших зарубежных экспертов. Будем стараться через репутацию наших партнеров повышать узнаваемость Университета ИТМО».
Добавим, что Times Higher Education конкретизировал состав предметных областей, увеличив их с шести до восьми: из области «Инженерия и технологии» выделена категория «Компьютерные науки (информатика)», а из области «Социальные науки» вычленили группу «Экономика и бизнес». Во многом это позволило вузам с более специфическим профилем, в том числе Университету ИТМО, обратить на себя внимание мирового академического сообщества. В то же время количество ранжируемых вузов в 2016 году увеличилось с 800 до 980, так что выделение новых групп прошло на фоне усиления конкуренции университетов.
Такую конкуренцию в предметных рейтингах выдержали три вуза-участника Проекта 5−100 — Университет ИТМО, ВШЭ и МФТИ. В общем же рейтинге Times Higher Education можно насчитать 16 университетов, которые благодаря дополнительному государственному субсидированию развиваются и достигают значимых результатов сразу по широкому набору показателей, которые, в том числе, оцениваются в рейтингах.
«Благодаря Проекту 5−100 российские университеты в принципе обратили свои взоры на мировые рейтинговые системы. Университет ИТМО до момента запуска программы не имел рейтинговой стратегии и не был ориентирован на повышение своей конкурентоспособности в мировом масштабе. С каждым годом все больше российских университетов входят в мировые рейтинги, превалируют среди них участники Проекта 5−100. Да и мировой опыт показывает, что программы господдержки университетов в части их международной конкурентоспособности, существенным образом влияют на глобальный образовательный ландшафт, который в той или иной мере отражают мировые рейтинги», — заключает начальник Управления стратегического развития Марианна Чистякова.