Вузы, участвующие в рейтинге, оцениваются по шести параметрам: образование, исследования, социальная среда, международное и межрегиональное сотрудничество, инновации и бренд университета. В первом параметре учитывается средний балл студентов по профильным предметам, объем методичек, разработанных преподавателями вуза, количество организаций, которые участвуют в целевой подготовке обучающихся и некоторые другие. Второй параметр определяют такие показатели, как количество образовательных программ для магистрантов, аспирантов, докторантов, уровень цитируемости научных статей ученых вуза, объем НИОКР и другие наукометрические показатели. Параметр «социальная среда» формируется из сравнений зарплат сотрудников, уровней обеспеченности студентов необходимой для жизни инфраструктурой, наличия социальных программ. Уровень интернационализации вузов определяется по количеству иностранных студентов, международных партнерств в области науки и образования. Объем инноваций вуза подсчитывается по количеству патентов, базовых кафедр, НИОКР, мероприятий для развития технологического предпринимательства и других. И наконец, бренд университета оценивается по объему упоминаний вуза в СМИ, эффективности различных имиджевых мероприятий.
«Методология рейтинга, пожалуй, одна из самых обширных и комплексных среди прочих систем рейтингования вузов. Помимо того, что она включает в себя шесть параметрических частных рейтингов, в каждом из них оценивается от пяти до восьми показателей. Принципиальное отличие рейтинга в том, что в нем отсутствует опросная составляющая, которая является одной из ключевых в таких признанных международных рейтинга, как QS WUR (50 % итоговой оценки вузов) и THE WUR (более 30 % оценки). В российском рейтинге университетов “Эксперт РА” мнение респондентов опроса, то есть выпускников и представителей академического сообщества, также составляет около 30 % итоговой оценки вуза», – прокомментировал директор Центра рейтинговых исследований Университета ИТМО Илья Куфтырев.
Для сбора информации эксперты «Интерфакса» пользуются различными публичными данными о деятельности вузов, наукометрическими показателями, данными мониторинга вузов, который проводится Министерством образования и науки РФ. Также учитываются результаты анализа, проведенного с помощью Системы комплексного анализа новостей (СКАН-Интерфакс). Большую часть данных вузы предоставляют в виде анкеты. Генеральный директор агентства «Интерфакс» Алексей Горшков отметил, что наиболее заметное соперничество за позиции в рейтинге разворачивается между статусными университетами, у которых есть свои программы стратегического развития и необходимые ресурсы для их реализации. Он подчеркнул, что особо выделяются университеты-участники Проекта 5-100. Также позитивную роль в развитии интернационализации среди университетов страны играет программа «Экспорт образования».
Университет ИТМО в этом году сохранил позиции в топ-10 рейтинга и занял девятое место. Вуз укрепил свои показатели по параметрам «Инновации и предпринимательство» и «Интернационализация». По первому параметру Университет ИТМО поднялся на пять позиций вверх и теперь занимает восьмое место среди российских университетов. По второму параметру вуз был оценен наиболее высоко, заняв второе место и поднявшись на три позиции по сравнению с прошлым годом. При этом успешная деятельность университета по интернационализации уже традиционно отмечается и в других рейтингах, например, Times Higher Education или в рейтинге вузов стран BRICS. Университет ИТМО из года в год увеличивает количество иностранных студентов, зарубежных ученых и преподавателей, а также процент публикаций в международном соавторстве. Согласно данным SciVal (аналитический инструмент базы данных Scopus) за 2017 год он достиг 49 % и является самым высоким среди лидирующих вузов участников Проекта 5-100. По-прежнему высокой остается оценка Университета ИТМО по параметру «Исследования»: второй год подряд вуз занимает по нему четвертое место в рейтинге.
«Основными точками для роста остаются параметры оценки "Социализация" и "Образование". Университет ИТМО уже имеет отличные показатели по работе со школьниками, по качеству приема абитуриентов, спектру реализуемых образовательных программ, а также ряду других показателей, которые оцениваются в рамках вышеуказанных частных параметрических рейтингов. Коренные преобразования в образовательной деятельности и в создании благоприятных условий для обучения являются стратегическими задачами для Университета ИТМО, которые в том числе заложены в Дорожную карту университета в рамках реализации Проекта 5-100. Мы ожидаем, что положительный эффект этих преобразований отразится в будущих результатах рейтинга “Интерфакс"», – отметил Илья Куфтырев.
Первое место, как и ранее, в рейтинге занял Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Второе место остается за Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ». На третью строку поднялся Московский физико-технический институт, который в прошлогоднем рейтинге занял шестую позицию, вытеснив Санкт-Петербургский государственный университет, который теперь находится на четвертой позиции, Высшую школу экономики, которая спустилась на пятое место, и Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, который, соответственно, занял шестое место. Седьмое место занял Национальный исследовательский Томский государственный университет, следом идет Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Девятая строка у Университета ИТМО, а замыкает топ-10 Российский университет дружбы народов.