Webometrics Ranking of World Universities — это система рейтинга мировых университетов, основанная на комбинированном показателе, учитывающем как объем веб-содержимого (количество страниц и файлов), так и видимое влияние этих публикаций по числу внешних цитат. Рейтинг публикуется исследовательской группой Cybermetrics Lab, которая входит в состав Национального исследовательского совета Испании (National Research Council (CSIC) и базируется в Мадриде.

Задача проекта Webometrics — содействие университетам в публикации научных достижений и их презентации широкой аудитории. Рейтинг считается одним из наиболее авторитетных веб-рейтингов мировых образовательных учреждений.

Методология

Методология рейтинга основана на анализе представленности университета в глобальном информационном пространстве и косвенным образом позволяет оценить образовательные и научно-исследовательские достижения вуза. Его результаты публикуются с 2004 года дважды в год (в конце января и конце июля). При выставлении комплексной оценки интернет-ресурсов учитываются четыре критерия, каждый из которых оценивает успешность высшего учебного заведения на основании его позиций в интернете и имеет разный весовой коэффициент.

Среди них — Presence, учитывающий общее количество веб-страниц, размещенных на главном домене университета, проиндексированных Google; Transparency (Openness), отвечающий за цитируемость в академических сетях; Excellence (Scholar), отражающий цитируемость научных публикаций вуза на основе данных SCImago. Самым весомым индикатором рейтинга является критерий Visibility (количество внешних сетей, связанных с веб-страницами учреждения), который определяет половину успеха вузов в рейтинге Webometrics.

Университет ИТМО в июльском рейтинге Webometrics-2019

Согласно результатам нового издания рейтинга, Университет ИТМО расположился на 692 месте в мире (в прошлом выпуске позиция 650). При этом петербургскому вузу удалось сохранить позиции в топ-5 российских университетов. Также в пятерке лучших вузов национального рейтинга — МГУ (216 позиция), СПбГУ (463 позиция), НГУ (526) и НИУ ВШЭ (570).

По сравнению с результатами прошлого полугодия Университету ИТМО удалось существенно улучшить показатель Presence (+249), что объясняется появлением новых веб-ресурсов и улучшением индексации уже существующих.

Кроме того, на 102 пункта увеличились показатели по индикатору Excellence. При этом в целом показатель почти не изменился по университетам России, так как период сбора данных увеличился только на год (2013-2017 гг.).

Спад позиций по индикатору Visibility, который определяет объем внешних ссылок на сайты университета, связан с переходом в новую доменную зону itmo.ru, а снижение показателей по индикатору Openness объясняется изменением методики подсчета, отмечают в Департаменте информационных технологий Университета ИТМО. В этом полугодии цитируемость в Google Scholar высчитывается из 100 первых профилей минус 5 самых цитируемых. Это сделано для увеличения репрезентативности последующей выборки. Для сравнения, в прошлых рейтингах в расчет брались топ-10 профилей, из которых убирался один самый популярный.

Также специалисты ДИТ подчеркивают, что, в соответствии с предупреждением составителей рейтинга, в будущем публикации без имени автора на латинице не будут включаться в рейтинг. Кроме того, для корректного различения имен системой Webometrics не следует добавлять после имени звания, академические позиции или научные подразделения.

Всего в июльском издании рейтинга в 1000 лучших вузов мира по версии Webometrics — 11 российских университетов, что на один больше, чем в январе 2019 года. В это число, помимо топ-5 лидеров национального рейтинга, также входят Томский государственный университет, Политехнический Университет Петра Великого, НИЯУ МИФИ, МФТИ, Казанский федеральный университет и Томский политехнический университет.

В тройке лидеров мирового рейтинга Webometrics — Гарвардский и Стэнфордский университеты, а также Массачусетский технологический институт.

Подробнее ознакомиться с результатами можно на сайте.