Курс проходил в тестовом режиме, его первыми участниками стали 15 учителей из школ Петроградского и Московского районов. В будущем планируется сделать его регулярным и более масштабным — следующий поток запустится уже в весеннем семестре.
Главная цель
В течение трех месяцев представители Управления и добровольческого центра делились своим опытом и практическими наработками с представителями школ: классными руководителями и педагогами-организаторами. Курс предлагал не только пошаговое руководство по созданию собственного волонтерского отряда внутри школьных классов, но и полезные контакты с некоммерческими организациями и партнерами. Также слушатели курса могли познакомиться с юридическими тонкостями ведения документации в сфере добровольческой деятельности на базе образовательных учреждений.
Главная цель курса — построение единой системы добровольческого движения в образовательных учреждениях.
«Добровольческая деятельность ― одно из главных направлений нашего Управления и университета в целом. Мы подумали, что было бы здорово, если поступающие к нам абитуриенты уже обладали бы набором базовых компетенций и ценностей, — комментирует Андрей Зленко, начальник Управления по развитию студенческих инициатив. — Это отличный формат воспитания молодежи, который при этом помогает развивать софтскиллы, например, учит общению в команде. При этом это все связано с формированием осознанных ценностей, уважения к людям и миру.
Он добавляет, что в университете уже несколько лет реализуется программа развития волонтерских инициатив «Ты нужен людям!» для школьников, в рамках которой они обучаются добровольческой деятельности. Однако до этих пор это происходило в отрыве от учителей школ.
«Сейчас мы исправляем ситуацию и фактически формируем группу помощников среди педагогов, которые работали бы с молодежью непосредственно в школах, привлекали бы ребят к добровольчеству — так же, как мы делаем это в университете», ― добавляет Андрей Зленко.
Содержание курса
Программа обучения была разработана непосредственно сотрудниками Управления по развитию студенческих инициатив, однако были использованы методические материалы ключевых партнеров: благотворительного общества «Невский Ангел», фонда «Добрый город Петербург» и Ассоциации волонтерских центров.
Так как уровень знаний по теме у всех педагогов был разный, было важно, чтобы курс включал как базовые, фундаментальные знания о том, что такое добровольчество и как оно развивается в России, так и более продвинутые темы вроде составления заявки на грант и грамотного ведения отчетности.
Большое внимание также было уделено вопросам менеджмента команды, социального проектирования, методик мотивации и целеполагания — и все это с учетом специфики работы с молодежной аудиторией. Про работу с мотивацией школьников рассказала Мария Саушкина, директор волонтерского центра Чемпионата мира по футболу 2018.
Отдельным блоком стала практика использования цифровых инструментов — сейчас, по словам организаторов, это актуально как никогда.
«Мы посвятили достаточно много времени специфике работы в онлайне, потому что в текущей ситуации остро встают вопросы: как вовлекать детей во внеучебную деятельность в условиях дистанционного обучения, как заинтересовать их, привлечь внимание? Несколько занятий мы посвятили конкретным инструментам и механикам, которые можно использовать. Например, познакомили учителей с платформой Menti», — рассказывает Алёна Тарасова, руководитель Добровольческого центра Университета ИТМО.
Другим важным пунктом стала работа с порталом Dobro.ru, который не только помогает искать возможности для волонтеров и следить за актуальными всероссийскими акциями, но и служит для учета деятельности школьников — что в итоге дает дополнительные баллы для поступления в вузы.
Как отмечают организаторы, этот фактор в том числе играет роль главного аргумента для убеждения директоров поддержать развитие волонтерского движения внутри школ.
Без внимания не остались и сами школьники — для них был организован трехдневный интенсив, включавший просветительский квиз на площадке «Kahoot!», в котором ребятам рассказали про известных личностей, которые вовлечены в благотворительность, про различные волонтерские организации и проекты, которые они выполняют. Также школьникам было предложено составить план проектов, которые они хотели бы реализовать вместе с учителями.
«Результаты получились более чем положительные. Кто-то серьезно нацелен на создание волонтерского отряда, в рамках курса разработал положение и уже согласовывает все на уровне школы. Кто-то на уровне класса определил для себя направления, в которых он хочет участвовать. У нас есть команда, которая уже связалась с Эрмитажем ― они будут вовлекать школьников в культурное волонтерство. У нас получилось создать интересное коммьюнити», — заключает Алёна Тарасова.
Корреспондент ITMO.NEWS также связался с учителями, прошедшими курс, и узнал, зачем они решили пройти обучение, какими были их ожидания и что получилось в итоге.
Елена Дорофеева
школа № 643
На проект я попала случайно: увидела репост в соцсетях и успела запрыгнуть в последний вагон.
Я вижу, что тема добровольчества сейчас масштабно развивается, поэтому и заинтересовалась. На мой взгляд, важна любая активность, но особенно — та, которая является формой добра, доброго дела. Этого очень не хватает современным школьникам.
До этого курса я не участвовала в волонтерских акциях, сейчас же у меня есть свой школьный отряд, с которым мы будем делать добро для окружающих. В качестве главного направления мы выбрали работу с животными — кажется, для детей это наиболее актуально.
Из курса я узнала про этапы создания волонтерского отряда, документы и базы, которые помогут мне в совершении добрых дел уже со своим отрядом.
Юлия Сергеева
гимназия № 642 «Земля и Вселенная»
Принять участие в курсе «Ты нужен людям!» мне захотелось сразу, как только я увидела объявление во ВКонтакте о наборе на обучение. Я хотела перенять опыт, узнать как выстраивается волонтерская работа со студентами. Кроме того, я была немного знакома с Андреем Зленко, это еще больше заинтересовало. Еще мне понравилась возможность получить сертификат о повышении квалификации. Так как я уже была руководителем отряда ранее, планирую организовать эту работу в гимназии, получение свидетельства дает больше возможностей развиваться в этом направлении.
Я сама занимаюсь волонтерской деятельностью еще с 2013 года, за моими плечами огромное количество разных мероприятий. А в 2015-2017 годах я даже была руководителем волонтерского отряда в школе в другом городе.
Тема развития добровольчества в последнее время очень актуальна и активно поддерживается на уровне государства. Сейчас появляются все новые и новые направления добровольческой деятельности. В этом году появилась акция «МыВместе» — я сама в ней активно участвую, развожу продукты и лекарства пожилым людям и ветеранам. Очень хочу привлечь и замотивировать своих ребят-школьников.
В целом курс замечательный. Много дополнительных методических материалов. Очень понравилось разнообразие тем в курсе. Очень интересные преподаватели, особенно понравилась лекция о социальном проектировании — тема актуальная и нужная. Весь материал на лекциях преподносили доступно и понятно.
Очень благодарна организаторам за вдохновение. Планирую использовать полученный опыт и знания в дальнейшем, когда начну более основательно заниматься созданием отряда.
Ирина Варина
Академическая гимназия №56
В нашей гимназии до определенного момента не было волонтерского центра, но с появлением российского движения школьников появилось желание развивать эти направления. Появилась информация, что такое движение существует, что оно в тренде, много конкурсов, много внимания к этому. Я думаю, это очень важная тема, ведь она развивает в детях положительные качества: стремление быть полезными, делать что-то хорошее, радоваться добрым поступкам. Волонтерство учит быть искренним, развивает навыки коммуникации, самореализации, самоактуализации.
До этого у меня был опыт только событийного волонтерства. В школе и университете я участвовала в подготовке городских праздников, сама организовывала мероприятия, работала в качестве журналиста. Но я не владела информацией о методиках преподавания добровольческой деятельности, поэтому мне было интересно получить знания о том, что должен делать куратор волонтерского отряда, как организовать такое движение в школе.
Курс дал углубленные знания по теме, я получила множество практических инструментов, узнала разные подходы к тому, как организовать процесс волонтерства в школе. Больше всего мне запомнилась встреча с Марией Саушкиной — я была знакома с ее работой до этого, а тут получила из прямых рук советы и рекомендации, зарядилась от нее энергией.
Когда я пришла на первую встречу и пообщалась с организаторами курса, я сразу поняла, что это люди дела. Что они не просто хорошо владеют темой, причем на практическом уровне, но и сами по себе отзывчивые, приятные люди ― это меня подкупило.
Оцениваю результат своей работы на 3+, потому что у меня пока не получилось развить активную волонтерскую деятельность в нашей школе. Это еще связано с тем, что сейчас запрещены встречи ребят и смешивание классов, а все дополнительное образование переведено на дистанционку. Но у меня появилась модель волонтерского отряда и работы с ним, навыки и знания — как фундамент будущей работы. Появился актив ребят, которые готовы что-то делать, участвовать в проектах, как только появится такая возможность.
В целом курс очень понравился. Он был коротким и вдохновляющим, каждый раз после встречи я была воодушевлена. Не каждый курс дает такие ощущения. Думаю, что буду поддерживать связь и с коллегами, которые проходили курс вместе со мной, и с организаторами, к которым буду обращаться за помощью и консультацией.