― С чего началась история Благотворительной больницы?
― Я бы сказал, что с моего эмоционального выгорания. Я очень много работал врачом, лечил новорожденных детей, находящихся в критическом состоянии. И в какой-то момент понял, что работаю на автомате и мне нужно сменить деятельность.
Весной 2018 года узнал о существовании уличной медицины. Это область медицины, в которой врачи выходят к бездомным и оказывают им медицинскую и социальную помощь. Мне захотелось самому поработать в поле и помочь людям, находящимся в наиболее уязвимом положении, у которых нет доступа к базовой медицинской помощи.
― Почему именно бездомные?
― Это оказалось просто с организационной точки зрения. Достаточно было запастись лекарствами, бинтами и найти бездомного человека на улице, которому требовалась помощь.
― С чего вы начали?
― Я начал ходить по разным организациям, приютам, помогающим бездомным: тем, кто кормил, предоставлял ночлег. У постояльцев таких приютов был запрос на медпомощь, которую им не оказывали.
26 июня 2018 года мы впервые собрались командой из нескольких врачей и социальных работников, наблюдавших за моей работой. Эту дату можно считать днем рождения Благотворительной больницы: мы сидели в кафе на Техноложке, обсуждали медпомощь, рассматривали фотографии ран, думали, как их лечить.
― Вы начинали как волонтерский проект?
― Да, первые годы никто не получал зарплату, работали на энтузиазме. Мы собирали (и продолжаем собирать) лекарства и перевязочные материалы от неравнодушных граждан. Лишь в прошлом году мы зарегистрировали некоммерческую организацию, что дало нам возможность закупаться медикаментами и платить зарплату сотрудникам. Но огромное количество работы все еще выполняют волонтеры, которые готовы помочь бездомному человеку выжить на улице.
― Сколько волонтеров помогают вам сегодня?
― Сегодня в наших чатах состоит порядка 130 человек. Это те люди, которые выезжают на вызовы, контактируют с бездомными. Еще есть команда редакции, которая ведет соцсети, фотографирует процесс оказания помощи.
Помимо волонтеров в больнице трудятся несколько постоянных сотрудников: администратор, бухгалтер, несколько врачей, которые координируют процесс оказания помощи.
― Как вы координируете работу такого большого количества людей?
― Я стараюсь мотивировать людей личным примером: от заката до рассвета пишу письма, даю интервью, создаю стратегии. Это серьезная и насыщенная работа: приходится учиться пиару, фандрайзингу, общению с государством и бизнесом. Плюс к этому нужно постоянно общаться с людьми. Если у нас что-то получается, я говорю своим коллегам: смотрите, как классно, у нас получилось помочь людям! Волонтеры видят это и готовы принять участие в следующем выезде в поле.
Важно быть прозрачными, понятными, транслировать свои ценности обществу. Об этом нужно рассказывать в соцсетях, говорить, что мы есть и мы продолжаем работать. Если люди видят, что наш проект приносит пользу, они будут готовы пожертвовать больнице деньги, принести бинты и лекарства или стать волонтером.
Проект живет и развивается. Наш посыл гуманистический: мы верим, что любой человек имеет право на базовую медицинскую помощь вне зависимости от наличия паспорта и крыши над головой. Поэтому нашим проектом интересуются и госслужащие, и студенты, и многие другие.
― Кто чаще всего приходит на помощь в качестве волонтеров?
― Тут можно выделить несколько категорий добровольцев. Во-первых, это молодые врачи или студенты-медики. Они хотят получить опыт, например, поучиться перевязывать раны или больше узнать про болезни, о которых раньше читали только в учебниках.
Во-вторых, это врачи, которые устают от работы в больших клиниках. «Больничка» служит для них отдушиной: здесь врачи с опытом могут поделиться своими знаниями и увидеть людей, которые действительно будут благодарны их помощи. Поскольку помощь оказывается на улице, мы ценим доказательную медицину и стараемся использовать только эффективные методы лечения.
Наконец, среди волонтеров есть люди, далекие от медицины, но которым она интересна. Условные студенты-художники или айтишники приходят к нам, чтобы приобщиться к медицине. Я знаю десяток человек, которые поработали в Благотворительной больнице, а потом поступили на учебу в медицинский колледж. Наш проект становится стартовым трамплином: сначала волонтеры учатся оказывать базовую помощь, а потом становятся медсестрой или фельдшером.
― Как происходит оказание помощи? На что похожа работа Больницы?
― У нас несколько направлений работы. Прежде всего это мобильная клиника ― специально оборудованная Газель.Next, в которой бездомные люди получают базовую медицинскую помощь. Шесть раз в неделю мы выезжаем в разные районы города и работаем «в поле»: пациенты заходят в фургон и получают помощь, как в медицинском кабинете. Мы перевязываем раны, выдаем лекарства, проверяем зрение и даем очки, можем дать костыль или теплую одежду в холодное время года. Также мы можем взять тест на ВИЧ, направить человека с химической зависимостью на лечение. Вместе с городскими поликлиниками мы делаем бесплатные прививки от гриппа и COVID-19. В экстренном случае волонтеры и врачи вызывают скорую.
Помимо мобильной клиники Благотворительная больница сотрудничает с приютами для бездомных, в первую очередь с Мальтийской Службой Помощи. Там есть два кабинета ― хирургический и терапевтический. Два дня в неделю врачи осматривают и консультируют людей, как и в мобильной клинике.
― Кто чаще всего обращается за помощью?
― Точной статистики пока что нет, но к нам обращаются не только бездомные. Среди пациентов есть бездомные, которые живут в парках или в приютах. Есть и люди на грани бездомности, живущие в коммуналках и нуждающиеся в помощи. Они приходят в мобильную клинику, мы же даем им бесплатное питание, выдаем лекарства, на которые у них нет денег.
― В среднем за выезд сколько людей к вам обращаются?
― Недавно мы ввели правило: на одного пациента мы закладываем 15 минут. Это не значит, что по истечению 15 минут мы выгоним человека. Просто наши врачи и волонтеры стараются уложиться в это время. Так за один выезд продолжительностью 1,5–2 часа мы успеваем помочь от шести до десяти пациентам. Понятно, что кто-то придет за тестом на ВИЧ или оправой очков, а кто-то придет в первый раз, и этому человеку нужно будем уделить больше времени. Людей, не успевших на прием, мы ориентируем на другую локацию или направляем в государственный здравпункт для бездомных. За месяц Больница осматривает 190–200 уникальных пациентов.
― Давайте соберем советы. Что делать, если вы увидели на улице бездомного человека и ему нужна помощь?
― Знаете, если горожанин в принципе заметил бездомного на улице ― это уже успех. Заметить бездомного, проявить эмпатию ― это уже большое дело. Если вы просто увидели нуждающегося, зайдите в магазин, купите ему горячий чай, булку с мясом, еды в супермаркете. Базовые потребности никто не отменял.
Дальше ― больше: если вы готовы общаться, отталкивайтесь от запроса человека. Иногда человек в беде замыкается в себе и говорит, что ему ничего не надо. Значит, не сегодня: не нужно напирать и пытаться причинить добро. Бывает, когда бездомный человек просит что-то конкретное. Например, ему нужен костыль, у него нога болит. Вы можете дать человеку листовку с расписанием выездов врачей Благотворительной больницы. А иногда человеку нужна экстренная помощь: например, человеку трудно дышать, у него боль в груди и животе, есть открытая рана или нарушения сознания. Или это женщина, которая беременна и у которой начинаются роды. Наконец, если человек без сознания и не реагирует на громкие обращения. Все это повод вызвать скорую помощь. Четко отвечайте на вопрос диспетчера, объясните, что случилось и где находится пострадавший. Дождитесь фельдшеров и убедитесь, что человека увезли.
Еще одна вещь, актуальная для холодного времени года. Когда вы видите, что бездомный человек лежит на земле, он в легкой одежде или не может встать самостоятельно, это тоже повод вызвать скорую. Если мы пройдем мимо и оставим человека лежать в холоде, он может получить обморожение, холодовую травму, вплоть до ампутации конечностей. Не проходите мимо таких людей. Не стесняйтесь звонить в скорую помощь.
В случае, когда человек может разговаривать, слушайте, что у него болит и какой запрос у него есть. Направляйте его к нам, скажите, когда и где будет ближайшая стоянка. Можете позвонить нам, оператор скажет, где ближайшая стоянка и когда человек сможет прийти. С социальными вопросами вроде восстановления паспорта или поиска работы направляйте в «Ночлежку», «Мальтийскую службу» и подобные организации.
― А как можно помочь вам, помимо волонтерства?
― Нам можно помочь лекарствами, бинтами, очками: у нас есть список вещей, которые нам необходимы. Мы принимаем лекарства с неистекшим сроком годности. Если у вас есть ненужные очки (в том числе солнцезащитные), футляры ― приносите любые: мы их проверим и хорошие отдадим бездомным.
Вы всегда можете помочь финансово. Маленькое, но регулярное пожертвование ― это большая помощь: благодаря вашим вкладам мы можем проводить выезды и устраивать плановые осмотры пациентов. Также если у вас карта «Тинькофф» подключите функцию «Кешбек во благо», чтобы накопленный остаток перечислялся нашей организации.
Наконец, если вы спортсмен, записывайтесь в волонтеры и участвуйте в спортивных мероприятиях. Если вы бегаете, плаваете, крутите педали, то сможете поучаствовать в мероприятиях «Больничка идет» и «Больничка бежит», выступив с нашей командой.
― Как вы планируете сотрудничать с ИТМО?
― Мы хотим привлечь внимание людей не только к проблеме охраны здоровья бездомных людей, у кого ослабленное зрение и кто не имеет доступа к офтальмологическим услугам или лечению. Но и рассказать, что не менее важно зрение душевное, чтобы видеть в каждом из нас прежде всего человека, даже в бездомном. Поэтому мы были бы рады провести совместные лектории с Центром научной коммуникации, рассказав подробнее о масштабах проблем со зрением и Глобальной программе борьбы со слепотой ООН.
Если вы хотите стать волонтером, заполните анкету и дождитесь обратной связи. Оформить регулярное пожертвование Благотворительной больнице можно на сайте проекта. Также вы можете скачать и распечатать листовку с адресами мобильной клиники. Эту листовку можно будет дать бездомному.
Сергей Другов, журналист