Дедовичский район в годы Великой отечественной войны стал одним из центров партизанского движения. Одна из важнейших страниц его истории ― продовольственный обоз, который собрали жители оккупированной немцами территории в марте 1942 года и через линию фронта смогли доставить в блокадный Ленинград.
Партизаны, которым и самим не хватало продовольствия, отправили голодающим ленинградцам 28 тонн муки и более чем 14 тонн других продуктов: зерна, мяса, гороха, меда и масла. Впервые обоз отправился из деревни Нивки (Дедовичский район Псковской области) в Ленинград в марте 1942 года. Преодолев более ста километров по линии фронта, он смог доставить в город более 200 подвод (повозок) с продовольствием. После первого похода жители Новгородской и Псковской областей продолжили собирать продукты в голодающий Ленинград. Им удалось снарядить еще 110 подвод.
Чтобы увековечить память о подвиге и сохранить историю партизанского движения, Мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда в феврале 2024 года открыл в поселке Дедовичи собственный филиал — Музей партизанской славы. Его экспозиция рассказывает об истории партизанских формирований, борьбе с захватчиками и помощи в прорыве блокады Ленинграда.
По задумке, частью Музея должна была стать интерактивная карта с маршрутом легендарного продовольственного обоза, отправившегося в блокадный Ленинград. Сейчас информация о маршруте хранится в библиотеках, но данные часто приходится собирать из разрозненных источников. Большая интерактивная карта не только представляет всю информацию в одном месте, но и позволяет посетителям взаимодействовать с данными ― приближать и отдалять маршрут на сенсорной панели, читать про конкретные остановки и события.
Реализовать такой проект предложили студентам ИТМО в рамках партнерского соглашения, который заключили университет и Мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. Это уже не первая совместная инициатива. Ранее партнеры уже реализовали несколько проектов, в том числе подготовили 3D-модель выставки «Путь в Санаин. История одного детдома», где рассказывается об эвакуации детского дома №51 из Ленинграда в Армению в 1941–1942 годах.
Над интерактивной картой работали порядка двух десятков студентов ИТМО, кураторами проекта выступили сотрудники Мемориального музея обороны и блокады Ленинграда. Студентам предстояло проанализировать научные, публицистические и художественные работы, связанные с партизанским продовольственным обозом, и найти подходящие маршруту иллюстрации и фотографии. За ходом работы и корректностью результатов следили преподаватели-историки ИТМО. Затем студенты систематизировали информацию о 30 точках остановки обоза и сформировали на их основе единый сценарий пути. В результате благодаря open source библиотекам удалось создать интерактивную и детализированную карту, на которой разместили весь путь движения обоза.
«Наш проект систематизирует отрывочную и разрозненную информацию о продовольственном обозе и представляет ее в удобном цифровом формате. Интерактивная карта позволяет представить детальное изображение маршрута партизан и дает историкам и людям, интересующимся партизанским движением, более полное представление о том, какую роль сыграла эта операция в обеспечении города продовольствием в тяжелейшие годы блокады», — рассказала одна из разработчиков проекта, студентка факультета программной инженерии и компьютерной техники ИТМО Айгуль Ибрагимова.
Интерактивная карта уже стала частью экспозиции Музея партизанской славы в Дедовичах. На сенсорной панели его посетители могут проследить путь обоза целиком или посмотреть конкретную точку остановки. Изучить информацию детальнее позволяют удобные исторические справки ― на карте можно также посмотреть фотографии, информацию о дате прибытия, локациях и другие интересные сведения.
«Этот проект важен с нескольких точек зрения. Во-первых, как часть партнерства ИТМО с Музеем обороны и блокады Ленинграда. Сотрудничество направлено на развитие междисциплинарного направления на стыке истории и информационных технологий, а также мемориализацию памяти о ленинградской блокаде. Во-вторых, проект позволил студентам получить практические навыки работы с информацией и поиском технического решения, которое придало результатам интерактивную форму. Наконец, для посетителей интерактивная карта — это очень удобная форма, которая помогает им систематизировать и достаточно просто усваивать информацию», — отметил один из руководителей проекта, доцент факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО Никита Пригодич.