Выставка Magic of Light завершилась в Санкт-Петербурге, однако стало известно, что другие города также хотят принять ее у себя. Куда отправятся экспонаты?
Сергей Стафеев: Первый пункт назначения — Москва. Там выставка будет открыта для посетителей с января по март. Место проведения уже известно, и мы сейчас заканчиваем решать все оргвопросы и завершаем аранжировку экспозиции. Выставка пройдет в самом центре города — рядом с Кузнецким мостом, Лубянкой, в старинной усадьбе Салтыковых-Чертковых на Мясницкой улице, 7. Сейчас в этом красивейшем здании проходит выставка-иллюзия «Алиса в стране чудес», и, как мне кажется, она будет удачно сочетаться с экспонатами Magic of Light. Ведь Льюис Кэрролл, как известно, написал очень наукоемкое произведение, а сам сочетал в себе талант писателя с мышлением математика и философа. С оптикой он также был знаком не понаслышке: он был одним из первых фотографов и использовал в работе камеру обскура. Да и описанное им Зазеркалье — тоже очень оптическая выдумка.
Есть также любопытные исторические параллели, которые подтвердили правильность выбора площадки для выставки. Так, наша последняя императрица — жена Николая II Александра Федоровна Романова, урожденная Алиса Гессен-Дармштадская, была названа так своей бабушкой Викторией в честь кэрролловской Алисы Лидделл. Королева Виктория была фанаткой этого произведения и даже возвела писателя в рыцари. Собственно, Элис, которой дарил все яйца Фаберже Николай II, и воплощает главную героиню «Алисы в стране чудес». Мы не можем игнорировать такие интересные связи, поэтому помимо экспонатов, которые увидели петербуржцы и гости города в доме купцов Елисеевых, мы представим в Москве специально сделанные для столичной выставки работы. В некотором смысле они будут связаны с творчеством Льюиса Кэрролла.В выставке будет обыграно и само здание усадьбы, которая имеет богатую историю. Она стоит на фундаменте XVII—XVIII вв.еков. Сначала ей владел татарский царевич, потомок ханов Золотой орды. Подвалы этого здания будут впервые открыты для публики — там мы разместим часть экспозиции, а атмосфера тайны, царящая там, поможет нам усилить впечатления посетителей. Ведь подвалы этой усадьбы связаны с потайным ходом в Кремль, загадочными убийствами, сокровищами и тайниками.
Что станет с Музеем оптики?
Сергей Стафеев: Благодаря опыту, которые мы получили за полгода работы выставки Magic of Light, мы переосмыслили концепцию Музея оптики Optimus. Мы лучше поняли, какие экспонаты более интересны людям, как лучше сочетать образовательную составляющую выставок с развлекательной. Реинкарнация музея, которую мы проводим, существенно изменит его облик, повысит его привлекательность. Первые дни работы музея по завершении выставки «Магия света» показывает, что мы на верном пути. Посетителям, среди которых много школьников разного возраста, очень нравится. И мы надеемся, что поток посетителей, который был немыслим для нашего Музея оптики еще несколько лет назад, не будет иссекать.
Елена Бобрицкая: Самая важная мысль, которую мы вынесли из опыта «Магии света», состоит в том, что формат традиционного музея уже не работает. Чтобы заинтересовать посетителя, побудить его к познанию мира, нужно, чтобы он потрогал экспонаты руками, внимательно изучил, проделал с ними что-нибудь. Возможно, это будет что-то, в меньшей степени связанное с наукой, но зато в голове у гостя сформируется некое представление о науке, и после он вернется еще раз, обратит внимании на более научные экспонаты. Особенно это работает с детьми. Если их увлечь, развитие пойдет по экспоненте: возможно, они определятся с делом жизни, запишутся в кружки, будут чаще приходить на мастер-классы, которые мы организовываем. Для самых маленьких — рукодельные воркшопы, связанные со светом, для детей постарше — уроки по созданию калейдоскопов, перископов и других оптических «игрушек». Они не только разберутся в работе устройств, но и смогут оставить свое творение на память о посещении Музея оптики. Сейчас мы обустраиваем нашу образовательную зону: там уже появились удобные пуфики, а в скором времени появится жидкий пол. Он представляет собой своеобразные кассеты, при передвижении по которым под давлением тела жидкость растекается, смешивается в разные цвета. Ребята, которые будут посещать мастер-классы, не захотят уходить!
Для самых маленьких мы добавили сухой бассейн, который состоит из множества разноцветных шариков. Комната с шариками, оформленная в стиле «Алисы в стране чудес», освещается разными цветами — красным, зеленым, фиолетовым, синим и так далее. В зависимости от цвета шарики меняют свой вид: некоторые проявляются, некоторые «исчезают». Дети могут руководить процессом изменения цвета, громко хлопая в ладоши или крича. Им интересно не только «плавать» и играть в таком бассейне, но и наблюдать за изменениями, которые происходят под воздействием света, — трансформируются стены помещения, декорированные флуоресцентными надписями и рисунками. Что говорить, искупаться в нашем бассейне хотят и взрослые. Дай им только волю.
В Музее науки также развилось направление виртуальной реальности. У нас есть очки Oculus rift, качели для острых ощущений. В очки заложен ряд игровых программ — гонки, космос, подземелье. Также будем здесь использовать разработки нашего университета, в частности проекта Video360Production.
Сейчас в Музее оптики до мая расположена экспозиция Magic of Light. Lite. После мы будем придумывать что-то новое.
Похоже, выставка Magic of Light стало серьезным толчком для развития Музея оптики.
Сергей Стафеев: Безусловно. Появлению Magic of Light способствовало знакомство с Греческим институтом голографии и его директором Алкисом Лембессисом. Вместе мы и породили этот проект. Но сейчас мы понимаем, что-то, что мы делаем сейчас в Музее оптики Optimus, мы могли сделать еще пять лет назад. В экспозиции ничего греческого — все наше. Просто раньше мы не осознавали, насколько востребована такая выставка. Для нас стало шоком, когда на Magic of Light повалил народ — от бабушек с авоськами до младенцев. И мы поняли, как много мы упустили, когда открывали Музей оптики только для записанных групп школьников и гостей вуза. Сейчас мы будем наверстывать потерянное время: музей работает без выходных, а его двери открыты для всех.
Вложите ли вы этот опыт в создание «Мира науки» в Лахта-центре? Как продвигается этот проект?
Сергей Стафеев: Наш Музей оптики Optimus — одна из площадок общего проекта «Мир науки». В этом году мы закончили все формальные вещи: теперь у нас есть автономная некоммерческая организация, созданная Университетом ИТМО и городом, регистрация в Министерстве юстиции. Параллельно занимаемся доработкой концепции «Мира науки» и обдумываем его контент, приглашая к сотрудничеству проекты, связанные с эдьютейнментом — обучением через развлечение. Так, на низком старте, в полной готовности включиться в работу находятся «ЛабиринтУм», московский «Экспериментаниум», антимузей «ФизЛенд», расположенный на площадке бывшего цеха «Ленполиграфмаша», проект «Открывашка», руководитель которого окончил Университет ИТМО, и другие. Лахта-центр растет, строительство уже дошло до нашего этажа. Поэтому в ближайшее время мы должны решить, где и как проложить необходимые коммуникации — кабели, водопровод и так далее. Впрочем, работа с коммуникациями на этом не закончится: помимо этого, мы занимаемся поиском инвесторов и готовим кадры для «Мира науки». Так, весь ноябрь проходили курсы по научной коммуникации — Миссия SciComm, где мы обучали людей, как общаться с учеными, как грамотно представлять научную информацию в СМИ, курировать научные выставки и прочему. С 1 сентября следующего года мы планируем открыть магистратуру по научной коммуникации. Тогда к 2018 году, когда запланирован старт «Мира науки», у нас будут готовы первые дипломированные специалисты по научным коммуникациям. Они смогут обучаться на «живом» проекте, а после самым успешным студентам будет предложена работа в «Мире науки».
Переосмыслили ли вы концепцию «Мира науки» после Magic of Light?
Сергей Стафеев: Пожалуй, успешная реализация выставки придала нам уверенности. Раньше в концепции мы во многом опирались на опыт наших западных и восточных коллег, изучив десятки музеев, выставок, центров, занимающихся популяризацией науки. Конечно, это было очень полезно, но сейчас мы понимаем, что и сами можем сделать не хуже. Это признают и наши иностранные коллеги: выставку Magic of Light ждут не только в Москве, но и в Амстердаме, Цюрихе, Шанхае.
Что касается концепции, то в последней редакции она представляет собой деление всего помещения площадью 14 квадратных километров на два сектора: первый — центр занимательной науки, второй - площадка для сайнс-шоу, лабораторий университетов, шоу роботов, медиатеки и так далее. В музее не будет делений ни по возрасту, ни по дисциплинам. Сегодня прогресс зависит от междисциплинарных, барьерных исследований, именно поэтому у нас не будет предметного деления по «учебному плану». Физика, химия, биология будут не отдельными залами музея, а сквозными темами экспозиции. В целом концепция «Мира науки» стала более локализованной. Мы добавляем в нее «петербургский дух», заключенный в особенностях нашего города. Например, Санкт-Петербург стоит на воде, и ей, как и кораблестроению, будет уделено достаточно внимания в музее. В нашем городе много медицинских и биологических исследований, хорошо развита сфера IT, компьютерное управление, и на это мы также сделаем акцент. В качестве экспонатов у нас будут представлены разработки наших петербургских компаний — «Транзаса», «ОПТЕКА», «Полимедиа» и других.
Не боитесь, что «Мир науки» перетянет одеяло на себя, и к другим научным музеям ослабнет интерес?
Сергей Стафев: Совсем наоборот. Мы считаем, что это лишь усилит внимание жителей города к другим центрам научной популяризации. Лахта — это Лахта. Туда не поедешь каждый день. Посетив Лахту, жители города узнают о существовании других подобных мест, которые находятся неподалеку, куда также можно сходить самим или со своим ребенком. Мы только активизируем сеть городских эдьютейнмент-проектов. Их количество увеличивается, но рынок все еще не насыщен: потребности в интеллектуальном досуге очень большие.
Более того, мы планируем, что «Мир науки» в Лахте станет своеобразным ядром формирующегося «кластера» в области эдьютейнмента. Произойдет объединение, которое мы хотим укрепить, как в реальности, так и в виртуальном пространстве. В планах интегрировать сайты участников «Мира науки» — Музея оптики Optimus, ЛабиринтУма, Экспериментаниума и так далее — в одну взаимосвязанную сеть. Это будет одна большая база данных, благодаря которой мы будем отслеживать пути «познания» наших посетителей: какие музеи они посетили, чем там занимались.
Получается, в мире научного популяризаторства нет места конкуренции?
Серей Стафеев: Конкуренции нет, есть общая очень важная задача — привлечение молодежи к науке и технике. Поэтому различные фестивали, научные школы, интерактивные музеи, Science Slam-ы, балы роботов — все это должно быть и развиваться в атмосфере взаимной поддержки. Позицию, которой мы сейчас придерживаемся с коллегами, я бы описал одной китайской мудростью: «Пусть расцветают все цветы».
Редакция новостного портала Университета ИТМО