Школьный конкурс «Ты нужен людям!» построен по аналогии со студенческим. Среди обучающихся вузов он проходит в несколько этапов в течение почти года и является федеральным. На начальном этапе команды подают заявки с описанием своего социального проекта. Организационный комитет выбирает лучшие инициативы по ряду критериев. Прошедшие отбор в течение почти двух месяцев посещают образовательные курсы, где изучают методы ведения социальных программ. Потом студентам отводится время на реализацию проектов. Наконец, в мае они представляют итоги своей работы на федеральном финале конкурса. Победители получают возможность стать участниками «Акселератора социальных проектов», где они могут презентовать свои работы бизнес-экспертам и специалистам в социальной сфере. Мероприятие проводится также на базе Университета ИТМО, в Центре социального проектирования и предпринимательства.
«Мы реализуем студенческий конкурс уже три года. Было бы неплохо, если бы в нем участвовали уже подготовленные ребята, имеющие некоторые навыки в социальной сфере. Поэтому нам пришла идея запустить программу „Ты нужен людям!“ и для школьников. Мы обучаем учеников методам разработки и реализации событийного социального проекта. Кроме того, школьники могут узнать о возможностях реализации социальных программ в вузе, пообщаться с обучающимися университета», — прокомментировал директор Центра социального проектирования и предпринимательства Университета ИТМО Андрей Зленко.
Школьный конкурс «Ты нужен людям!» проводится в этом году впервые и имеет более скромные масштабы, чем студенческий аналог. Участвовать в нем могут учащиеся только петербургских школ. С середины февраля, когда был объявлен старт регистрации команд, пришло 17 заявок. Реализовывать свои социально-значимые мероприятия ученики будут в течение всероссийской акции «Весенняя неделя добра», которая пройдет с 16 по 24 апреля. Лучшие проекты комиссия экспертов выберет уже к маю.
«Школьники решают с помощью своих проектов в основном просветительские задачи, хотя сами идеи — очень разные. Например, одна команда будет разработать мобильное приложение, с помощью которого можно будет набирать команды для экскурсионного квеста по Центральному району нашего города и проводить его. Также есть проект, в рамках которого ребята проанализируют базу сайтов с нецензурной лексикой, вредоносным ПО, и затем в игровой форме расскажут первоклассникам своей школы, почему нельзя пользоваться этими сайтами и как уберечь себя и свой компьютер от таких интернет-ресурсов. При этом они объяснят и другие аспекты информационной безопасности: на каких сайтах нельзя регистрироваться, с кем нельзя знакомиться в социальных сетях и прочие вопросы. Среди участников есть и наши потенциальные абитуриенты», — отмечает Андрей Зленко.
Также школьники представили на конкурс идеи, не связанные непосредственно с информационными технологиями. Участники одной из команд, например, планируют провести в своем микрорайоне образовательный субботник. Другая команда готова создать на базе своей школы добровольческое агентство, а третья намерена заручиться партнерской поддержкой, чтобы начать художественно украшать детские площадки и дворы. Еще одна группа школьников хочет выпустить книгу, текст которой будет написан шрифтом Брайля. При этом ребята планируют не просто ее напечатать, но и провести среди младшеклассников просветительские уроки по этой теме, а саму книгу отдать в одну из библиотек.
«Кто знает, вдруг эти инициативы разрастутся до масштабных социальных программ? Один из критериев школьного конкурса — это как раз реализация проекта за пределами одной школы, хотя бы на территории микрорайона. У проекта должно быть будущее», — подчеркнула менеджер Центра социального проектирования и предпринимательства Светлана Ушакова.
Кроме того, важным критерием для оценки инициатив школьников станут отзывы благополучателей, то есть горожан, которые получат пользу или помощь в результате реализации того или иного социального мероприятия. Победители конкурса смогут принять участие в IX Международном форуме «От науки к бизнесу», который пройдет в мае 2016 года. Также лучшие команды получат преимущество при поступлении в Университет ИТМО — дополнительные 10 баллов к результатам ЕГЭ.
«Радует, что основная мотивация школьников не в 10 баллах. Ребята хотят вовлечься в университетский процесс, интегрироваться в студенческое сообщество и научиться реализовывать добровольческие проекты. В свою очередь, мы помогаем им понять конкретные цели для претворения в жизнь той или иной идеи, находим индивидуальный подход для каждой команды. Главное, что получают конкурсанты — это ресурсы для реализации своих проектов: целевую группу, менторов по развитию проектов, каких-либо партнеров. Школьники, которым интересна социальная работа, учатся использовать эти ресурсы. И в будущем с этими знаниями они смогут выиграть грант и развиваться в социальной сфере дальше», — сказал директор Центра социального проектирования и предпринимательства Университета ИТМО.