Конференция ежегодно проводится в разных городах мира и организуется сообществом фотографов, занимающихся панорамной видеосъемкой. Это технология, позволяющая снять фотопанораму или видео с обзором в 360 градусов. И если фотопанорамы уже достаточно распространены, то работа с видео-360 – новое направление, которое только начинает развиваться.
«На конференции присутствовали компании из Японии, Китая, Америки, Франции, Африки. Были и представители из России, причем не только в нашем лице, – рассказывает Денис Столяров, ведущий инженер Центра дизайна и мультимедиа Университета ИТМО и руководитель проекта Video360Production.com. – В течение четырех дней специалисты обсуждали профильные вопросы, читали доклады. К счастью, было относительно немного заведомо рекламных презентаций, а больше исследовательских, в том числе и от крупных компаний (Google, GoPro), которые рассказывали о внутренней работе: какие задачи у них возникали при различных съемках видео-360, как они их решили или пытаются решить. Мы тоже демонстрировали нашу технологию и камеру, которая собрана нами собственноручно и снимает видео на 360 градусов».
Как отмечает Денис, в 2015 году количество участников конференции выросло в несколько раз. Это связанно с увеличением популярности шлемов виртуальной реальности типа Oculus Rift, где можно полностью почувствовать преимущества панорамной видеосъемки. Надевая такой шлем, пользователь оказывается внутри события и становится его полноправным участником: он может видеть, что происходит вокруг него, и слышать все звуки. В связи с такой тенденцией резко увеличилось количество стартапов, которые начали работать с этой технологией, разрабатывать камеры, собственные шлемы, программное обеспечение, в частности, для онлайн-трансляций видео-360, приложения. Одновременно с ними дали о себе знать и крупные компании: Google, GoPro, HTC, Samsung.
Некоторые решения вызывали и вопросы. Например, технология от Google: съемка панорамного видео шестнадцатью камерами GoPro, которые синхронизированы друг с другом. Безусловно, такая камера вряд ли будет доступна обычному пользователю из-за своей высокой цены и функциональности – вероятнее всего, спектр применения у нее будет достаточно узкий: к примеру, съемка спортивных мероприятий или больших развлекательных шоу. И тут даже не идет речь об онлайн-трансляциях, потому что при монтаже часть видео обрабатывается вручную.«В прошлом году компания Jaunt получила около 30 млн долларов в Кремниевой долине на освоение технологии видео-360 для виртуальной реальности. В течение этого года все недоумевали, на что тратит деньги компания, потому что на сайт они выкладывали по одной работе в месяц. Мы же, в свою очередь, провели за три месяца больше 40 съемок. И на конференции они, наконец, рассказали, над чем работали все это время. Оказалось, что разработчики из Jaunt пробуют применить видео-360 в кинематографе. Причем делают это методично и пробуют разные жанры: простое кино, экшн-кино со спецэффектами, научно-образовательные фильмы, хоррор, рекламные ролики. То есть ребята отсняли около 10 фильмов, сделанных на голливудском уровне, длительностью по 10 минут каждый. В этих картинах испробованы множество методик, которые существуют в Голливуде для обычных фильмов: как оказалось, они применимы и для видео-360 в виртуальной реальности. Результат работы Jaunt – это понимание того, как можно воспринимать видео-360: технология ли это, которая заменит обычное видео, или это его дополнение или расширение», – комментирует Денис.
Разработка представителей Университета ИТМО также привлекла интерес отечественных и зарубежных экспертов.
«В России мы стали одними из первых, кто начал активно работать в сфере видео-360 для очков виртуальной реальности, – отмечает представитель университета. – Конечно, есть и другие компании или энтузиасты. Но наши соотечественники в основном снимают бытовые сценки, а мы уже успели поработать с музеями, театрами, в частности, Мариинским и Александринским, снять несколько концертов именитых групп и просто большие шоу, поэтому в России мы держим хорошие позиции. А за рубежом достаточно компаний, которые к этому уровню подступаются или уже подступились, поэтому на конференции был скорее обмен опытом. Например, я очень долго общался с коллегами из Китая, США, Франции и не только. Вообще, IVRPA – значимая для области видео-360 конференция, на которой собирается все профессиональное сообщество».
Стартап, а точнее, малое инновационное предприятие Video360Production.com, работающее над видео-360 для очков виртуальной реальности, в Университете ИТМО появилось около полугода назад в рамках Центра дизайна и мультимедиа. Сегодня у компании есть представительства в Брюсселе и Риге, а портфолио насчитывает около полусотни работ. Среди них – съемки концерта группы Пикник, представлений в Мариинском и Александринском театрах, специализированной военной техники, а также проект, который еще в работе – съемка Большого Готторпского (академического) глобуса-планетария, расположенного в Кунсткамере. С 1 июня экспонат закрыт на реконструкцию, а идея разработчиков – создать виртуальную экскурсию для посетителей музея.
Пресс-служба Университета ИТМО