В программу двухдневной конференции вошли тренинги по организации и проведению мероприятий, работе с российскими и зарубежными СМИ, взаимодействию со студентами и преподавателями, а также презентации лучших практик вузов-участников Проекта 5-100. Начальник управления маркетинга и коммуникаций НИТУ «МИСиС» Юлия Шальнева выступила с презентацией о PR-продвижении конференции по образовательных технологиям EdCrunch, начальник управления информационной политики Томского государственного университета Юлия Эмер – об эволюции рекламной стратегии вуза, а руководитель управления маркетинга Новосибирского государственного университета Ольга Яковлева – о продвижении вуза в социальных сетях и о том, как коты принесли НГУ больше 100 публикаций в СМИ. В свою очередь, начальник отдела по научным коммуникациям Университета ИТМО Дмитрий Мальков рассказал о вкладе вуза в развитие научно-коммуникативного пространства и мероприятиях университета, направленных на популяризацию науки – выставке световых инсталляций и голограмм Magic of Light, просветительском проекте «Открытый университет» и открытии музея науки в Лахта-центре.
В качестве приглашенных экспертов выступили директор департамента международного сотрудничества Chronicle of Higher Education Джо Авизон, ведущий PR-специалист Сеульского национального университета Хло Мунчжу, а также глава исследовательской группы Cybermetrics Lab Исидро Аугильо. Последний провел обучающий семинар по устройству Webometrics и дал рекомендации по продвижению вуза в этом рейтинге. К примеру, Исидро Аугильо советует привлекать к написанию текстов для университетских порталов как можно больше людей, в том числе студентов, в обязательном порядке заводить репозиторий научных публикаций вуза, а также обращать свои коммуникационные стратегии не только на свой регион, а на весь мир.
«У российских вузов в приоритете обычно только коммуникации с местной аудиторией, я же рекомендую ориентироваться на glocal – global + local. Больше говорите и пишите на английском языке, даже если это не очень хороший английский, – комментирует Исидро Агуильо. – Необходимо понимать, что Webometrics – это рейтинг университетов, а не просто рейтинг их веб-сайтов. Развитием вуза и его продвижением в этом рейтинге должны заниматься не только департаменты по связям с общественностью и информационным технологиям, а университет в целом».
В ходе тренинга гендиректор группы компаний «Ньютон» Алексей Глазырин представил участникам аудит коммуникационной деятельности вузов Проекта 5-100 – анализ их публикационной активности и результаты репутационного опроса.
«В целом картина позитивная – эффективность работы и степень профессионализма сотрудников коммуникационных отделов значительно выросла по сравнению с тем, что происходило три-четыре года назад. Среди университетов, показатели которых стабильно растут, Томский государственный университет, Казанский федеральный университет, в Петербурге позитивный рост демонстрирует Университет ИТМО», – отмечает Алексей Глазырин.
По словам заместителя исполнительного директора Проектного офиса 5-100 Елены Чернышковой, эффективность коммуникации университета с внешней аудиторией сегодня играет важную роль в связи с тем, что все больше школьников стремится получить высшее образование, а всеобщая информатизация и развитие электронных технологий запускают процесс глобализации рынков труда и образования.
«Все эти факторы резко обострили борьбу за главные ресурсы университетов – талантливых студентов и профессоров, которые теперь могут выбирать лучшие университеты в разных странах мира для учебы и работы. Достойная и конкурентоспособная в мире система высшего образования – это важный фактор международного престижа для каждой из лидирующих стран мира, – говорит Елена Чернышкова. – В информационной сфере, особенно если речь идет об англоязычном пространстве, наши российские вузы недостаточно сильны на фоне зарубежных коллег. Им часто не хватает компетенций, кругозора, ресурсов, а также понимания высшим руководством значимости этой темы. Именно поэтому в рамках Проекта 5-100 особое внимание уделяется, среди прочего, мероприятиям университетов-участников в сфере международного позиционирования и маркетинга, а также повышению компетенций пресс-служб университетов в этой сфере».
Заместитель исполнительного директора Проектного офиса 5-100 отмечает, что свежие результаты мониторинга прессы, представленные на тренинге, показывают устойчивую положительную динамику – вузы в большинстве укрепили позиции и научились более профессионально работать в русскоязычной среде. Тем не менее, показатели по международным изданиям оставляют желать лучшего даже у лидеров.
«Пока наши ведущие университеты, которым есть много что показать, достаточно слабо известны в мире, и с этой проблемой необходимо активно работать, – резюмирует Елена Чернышкова. – Мы в Проектном офисе также стараемся содействовать решению этих вопросов через программы обучения, коллективное участие вузов под брендом Проекта 5-100 в крупнейших международных выставках, совместные выступления на конференциях и экспертных мероприятиях, завязывание контактов с лидирующими международными СМИ и ведущими экспертами, а также активное продвижение и позиционирование самого проекта».
Александр Пушкаш,
Редакция новостного портала Университета ИТМО