Главное отличие Science HackDay от других хакатонов в том, что проекты участников должны решать актуальные проблемы науки или как минимум основываться на научных исследованиях. Прочих ограничений нет: организаторы не выдвигают жестких требований ни к направлениям разработок, ни к составу команд или специализации участников. Им предоставляют доступ к разного рода базам данных, API и программным продуктам, и за 48 часов командам предлагается довести свои проекты от идеи до прототипа.

Science HackDay. Фото: Антон Мальков
Science HackDay. Фото: Антон Мальков

В этом году до итогового демофеста дошли 11 команд. Большинство из них решило делать упор на сервисы, а не на «железо»: за разработку своих устройств взялись только команды Chlor и LumiSens. Первые создают роботизированный комплекс для автоматизации проведения опытов в химической лаборатории, а вторые придумали новый «умный» будильник, который облегчает процесс пробуждения за счет включения света. Среди других проектов – сервис, помогающий «сконвертировать» результаты томографии мозга в формат для печати на 3D-принтере, приложение, которое позволяет визуализировать внешний вид человека по его геному, нейротренажер для медитации, интерфейс для удобного коллективного анализа спутниковых снимков и так далее.

Как отмечает основатель Science HackDay, член совета NASA по инновациям Эриел Уолдман, хакатон прошел крайне успешно: об этом можно судить по тому, что участники взялись за совершенно разные отрасли науки.

Эриел Уолдман. Фото: Антон Мальков
Эриел Уолдман. Фото: Антон Мальков

«Смысл нашего хакатона в том, чтобы делать науку более доступной для всех, вдохновлять людей заниматься наукой даже в том случае, если у них нет академического образования. После Science HackDay участники чувствуют в себе силу обращаться к науке так, как они раньше этого, возможно, не делали, – отмечает Эриел Уолдман. – Участники показали на демофесте проекты из самых разных областей, и именно в разнообразии идей главная сила Science HackDay».

По итогам презентаций члены жюри выбрали три лучших проекта. По из мнению, наибольшим потенциалом коммерциализации обладает «Блинная карта», которая восстанавливает 3D-ландшафт, контуры объектов и перепады высот по спутниковым снимкам. Мощнее других научные идеи популяризует проект DI-Life – сервис для формирования рецептов средств, модифицирующих организмы. Разработчики предлагают снизить порог вхождения в биоинженерию, чтобы даже дилетанты могли заказать нужные препараты и сделать свой «красный устойчивый к холоду абрикос». Наконец, научная сторона проекта лучше всего проработана у команды epilepsy forecasting, которая работает над предсказанием эпилептических приступов. Их специальное приложение использует данные, поступающие с пользовательского нейроинтерфейса, предупреждает об опасности и помогает научиться снижать вероятность приступа.

Science HackDay. Фото: Антон Мальков
Science HackDay. Фото: Антон Мальков

«В этом году на HackDay меньше “железных” проектов, но зато пошли генетика, химия, больше того. что можно действительно назвать научными проектами, – рассказывает организатор Science HackDay в Петербурге Михаил Кечинов. – Для меня продвижение науки это способ сделать так, чтобы как можно больше людей захотели заниматься чем-то таким интересным. Например, слово “биотехнологии” для обычного человека звучит непонятно и страшно, а на Science HackDay одна из команд вышла и показала, что вырастить полосатый цветок - это не так сложно, есть вполне понятная инструкция. Возможно, благодаря им этим будет заниматься больше людей».

Отметим, что Science HackDay регулярно проходят в разных странах мира – Японии, США, Мексике, Бразилии, Кении, ЮАР, Германии и других. Первый в России научно-популярный хакатон прошел в Петербурге в августе 2014 года.

 

Александр Пушкаш,
Редакция новостного портала Университета ИТМО