Зачем тебе лайки?
Как пользователи выражают одобрение в соцсетях? Зачем нужны лайки? И от чего может зависеть то, как человек реагирует на ту или иную новость в сети? Об этом в новом блоге рассуждает профессор факультета информационных технологий и программирования Анатолий Шалыто.
19 апреля 2020 года я опубликовал в сети текст «Обнимашки», в котором писал о том, что очень мало людей, просматривающих публикуемые материалы, лайкают их, а среди лайкнувших далеко не все их читают. Сам этот текст более чем за сутки имел 475 просмотров всего лишь при 13 лайках.
Приведу часть обсуждения этого текста. Olga Volzhina написала: «Матвей прозорлив (он предположил, что „многие, особенно молодые, читатели деградирует быстрее, чем я успеваю уменьшать размеры текстов“, А.Ш.), а число лайков (даже в виде похлопываний) увеличивает картинка под текстом». Вот мой ответ: «Да, это так: когда я опубликовал свою фотографию с букетом из колбасок и бутылочек с виски, она имела число лайков значительно больше среднего. Дурь и необычность — рулит!». Потом Галина Кузнецова отметила: «Иногда читаешь и сразу не можешь ни одобрить, ни опровергнуть — нужно время, чтобы подумать, а потом, вроде как, «поезд ушел». Я заметил: «В длинных текстах это может быть — там может быть несколько мыслей, но в крохотках — это не так! Мне кажется, что крохотка, как любовь с первого взгляда: тут долго не думают!».
После этого моя старинная знакомая Инна Воклер задала ключевой вопрос: «А зачем тебе лайки?». Вот мой ответ: «Ты еще спроси: „Зачем тебе воздух?“ Если находишься в пространстве Интернета, то они нужны, если не там — не нужны! Да, вообще-то, у меня в лайках самих по себе нужды-то и нет, нужна реакция: положительная — для мотивации, отрицательная — в основном для исправления ошибок и неясностей, а безвоздушное пространство мне не понять — видимо, не дорос еще!». Ответа не последовало. Потом меня похвалили, и на этом обсуждение закончилось.
А теперь расскажу, с чем связано появление указанного текста. Думаю станет яснее. Вот какой пост был опубликован мною 17 апреля: «Стало известно, что выпускник нашей кафедры 2007 г. Максим Гаврилов купил для школьников 54 ноутбука — губернатор попросил помочь городу! А до этого Максим отправил своему знакомому Александру Трашину во Вторую больницу Санкт-Петербурга 860 респираторов FFP2 (хотел 1000, но на складе не оказалось). Горжусь!».
На следующий день в сети «ВКонтакте» появился комментарий к этому посту: «Анатолий Абрамович, наша семья очень признательна и благодарна Максиму Гаврилову за помощь Второй городской больнице. Уже три недели там получает лечение от пневмонии наш сын, студент Вашего факультета. Помощь Максима мы рассматриваем, как помощь лично нашему сыну. Передайте Максиму слова благодарности от нашей семьи. Благодарим Вас лично, Анатолий Абрамович, за верность Университету, за уважение и воспитание студентов. С уважением, Ольга Павлова».
В этот же день сообщение о Максиме в сети «ВКонтакте» я прокомментировал так: «Этот текст просмотрело 298 человек, лайкнуло — 19. Когда почти никто не реагирует на то, что пишу я — могу понять, но не реагировать на то, что сделал Максим?», а через некоторое время добавил: «Все продолжается: число просмотров растет, а число лайков — нет! Я, конечно, понимаю, что Вы никому ничего не должны…». Потом соотношение стало изменяться следующим образом: 26:339, 35:399, 36:448, 38:456. Даже через несколько дней после этого нелицеприятного комментария все еще число лайкнувших не достигает и 10% от увидевших этот пост. В Facebook ситуация с лайками лучше — 72, 77, 87, 88 (в этой сети на моей странице всегда лайков больше, чем у той же моей информации в «ВКонтакте»). Кроме того, в Facebook, если забыть, что у тебя там 1641 «друг», то малое число лайков здесь не так обидно — ведь, в этой сети не указывается число просмотревших!
По этому вопросу у меня все. Но оказалось, что только у меня. Через три дня Максим в Facebook написал: «Довез Саньку еще 600 респираторов. На этот раз удалось найти FFP3, а не вторые, как прошлый раз». Ну, что тут скажешь? Титан!