Эксперт Центра научной коммуникации ИТМО, специалист в области менеджмента высшего образования, переводчик
Три книжные рекомендации марта
Центр научной коммуникации совместно с Библиотекой Университета ИТМО запускает колонку о литературе. Два раза в месяц Ксения Спиридонова, эксперт Центра, будет составлять небольшие подборки и рассказывать про книги, которые она выбрала.
В апреле в Университете ИТМО пройдет месяц Mental Health. В сегодняшней подборке — о том, что почитать в сегменте художественной прозы о вопросах идентичности, переживания травмы и общения с близкими людьми.
«Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения», Фредрик Бакман
Фредрик Бакман, пожалуй, — один из самых узнаваемых скандинавских писателей на сегодняшний день. «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения» — его второй роман, который с огромной теплотой приняли во всем мире.
Главной героине Эльсе семь лет, она умна не по годам и, наверно, от этого немного одинока. Ее лучший друг, ее любимая бабушка, которую все считают «эксцентричной старушкой с причудами», умирает от рака. Не волнуйтесь, это даже не спойлер.
Эльса теряет друга, который был для нее источником безусловной любви и поддержки. Человека, который всегда был на ее стороне, вне зависимости от обстоятельств. Эльса остается один на один с одноклассниками, которые ее недолюбливают, с мамой и отчимом, которые волнуются об Эльсе, но зачастую не находят для нее нужных слов, с отцом, который очень хочет быть рядом, но у него не всегда получается.
Эта книга про то, как пережить травму, как поддержать близкого человека, как по-настоящему быть на стороне своего ребенка.
«Джеймс Миранда Барри», Патрисия Данкер
Роман Патрисии Данкер неоднократно упоминался в последнее время как «книга, несомненно достойная внимания».
История военного врача Джеймса Миранды Барри более чем биографична, но была бы, наверно, ничем особенно не примечательна, если бы перед смертью доктора не выяснилось, что он — женщина.
Роман Патрисии Данкер — это история про то, как стать потрясающим специалистом и добиться всего назло жестокости и сексизму XIX века.
Автор рассказывает историю выдающегося человека и касается вопроса идентичности, предлагает задуматься, каково это — всю жизнь скрывать, кто ты на самом деле.
«Зима, когда я вырос», Петер ван Гестел
1947 год, Амстердам искорежен войной, Томасу десять лет. Вместе с отцом он пытается осмыслить и пережить смерть матери. Получается так себе. В послевоенном Амстердаме у всех такие истории или хуже. У Томаса есть друзья — Пит и его сестра Бет, и у них, понятное дело, свои трагедии, и, конечно, одна общая на всех.
Несложно догадаться, что этот роман про травму, но, как ни странно, он не грустный, хоть и мрачный временами. В нем очень много надежды на нормальное, мирное будущее, много про дружбу и поддержку.
Надо отметить, что Петер ван Гестел — детский писатель, и «Зима, когда я вырос» написана хоть и для старших, но школьников. Возможно, именно это делает роман таким трепетным, и несмотря на то, что в нем затронуты тяжелые и требующие серьезного осмысления темы, он скорее светлый и про надежду.
За «Зиму» Петер ван Гестел был удостоен (помимо прочих) основной награды в области нидерландской детской и юношеской литературы, премии «Золотой Грифель».