Дежавю или новая этика на марше…
Дело было давно — в начале двухтысячных. Я ехал на трамвае и услышал разговор двух молодых людей о том, что их приятель на днях занял второе место на дуэльном чемпионате США, по-моему, по игре Quake, с которой, считается, зародилось понятие «киберспорт». Я представился молодым людям и попросил дать мне телефон их выдающегося друга, что они и сделали…
Мой интерес к молодому человеку был связан с тем, что у нашего университета уже тогда были большие успехи в области по спортивному программированию, и я посчитал, что если в университете появится компьютерный чемпион другого типа — будет круто. До создания федерации компьютерного спорта еще было очень далеко — также далеко, как и до его признания в Университете ИТМО.
Я поговорил с мамой чемпиона, так как он сам был на очередном соревновании, и выяснил, что он учится на первом курсе Северо-Западного политехнического института, и после разговора понял, что он вряд ли осилит обучение в нашем университете.
Но сдаваться я не привык и не сдался и на этот раз. Поговорил в Университете с лицом, принимающим решение. После этого разговора он при мне двум очень толковым молодым людям высказал гипотезу, что победить в «стрелках» не проблема. На это один из них заметил, что это не так и, по его мнению, «чемпионом мира или чемпионом такой страны, как Россия, Китай или США, даже по метанию дерьма стать очень сложно».
Это не переубедило начальника, но, как ни странно, мой энтузиазм в этом вопросе сначала стал спадать, а потом и совсем спал. Падение началось после просмотра фильма Е. Кончаловского «Антикиллер», в котором одни люди «мочат» других очень похожих на них людей, а герой Виктора Сухорукова и вовсе беспредельщик…
При этом я подумал, что странно с моей помощью поощрять деятельность, связанную с убийствами, хотя и виртуальных, но людей. Кстати, по этой же причине Международный Олимпийский комитет не торопится включать компьютерные игры в программу своих соревнований…
Вторая причина моего «отступления» была связана с тем, что я посмотрел видеозапись того финала, в котором мой протеже уступил. Меня удивило, что об участниках были известны только их никнеймы: ни фамилии, ни имени, ни страны, ни клуба — ничего человеческого не было. Я думаю, что человеческое могло появиться только при получении призовых в банке… Единственное, что человеческое было в видео: указание, чья музыка использована — тоже был применен никнейм, но он являлся названием всемирно известной рок-группы, по которому «всем» становилось ясно, о ком идет речь.
Конечно же, как я думаю, в то время, например, по никнейму LeXer об игроке можно было узнать и имя, и фамилию, и страну, и даже город, где он живет, но то видео, что увидел я, убило мой креатив в этом вопросе, тем более, что на командных студенческих чемпионатах мира по программированию ACM ICPC никакие никнеймы и тогда и теперь не используются — про каждую команду известно, какой университет она представляет, а найти в интернете поименный состав команды, включая ее тренера, трудности не представляет.
В последнее время мне казалось, что вся «обезличка» закончилась, но не случайно говорят «кажется — перекрестись». Дежавю состоялось 25.04.2021 г. на церемонии закрытия Hash Code — Google`s Coding Competitions. Это неофициальный командный чемпионат мира по программистскому решению инженерных задач. В чемпионате в этом году участвовало более девяти тысяч команд (125 000 человек), из которых в финал было отобрано 39. Так вот, на церемонии закрытия для команд, занявших с десятого места по четвертое, называлось только название команды и страны, которую они якобы представляют…
Когда объявили третье место, на экране появилось четыре китайских флага — очень информативно — зрителям сообщали, что из полутора миллиардов китайцев здесь были какие-то четверо…
Команда, занявшая второе место, была проиллюстрирована белорусским, двумя российскими и одним украинским флагом. Для тех, кто в теме, было ясно, что это наши выпускники — «шестикратные» чемпионы мира по программированию Геннадий Корткевич, Нияз Нигматуллин, Артем Васильев и Борис Минаев, которые на этих соревнованиях уже не первый раз выступают вместе.
Потом объявили победителей с одним германским и тремя российскими флагами, и понимающим стало ясно, что это команда «двукратных» чемпионов и многократных призеров чемпионата мира по программированию, состоящая из одного Егора — Куликова, двух Павлов — Маврина и Кунявского и одного Андрея — Станкевича, которая в этом составе уже не первый год выступает в этих соревнованиях. При этом отмечу, что Станкевич и Маврин тоже наши выпускники. Кто выступал за команды Hashcode fans и Bryansk North, занявшие седьмое и восьмое места, участники каждой из которых помечены четырьмя российскими флагами, остается только догадываться…
Одна девушка, близкая к кругу спортивного программирования, назвала организаторов этого соревнования «уродами», которым уже неоднократно писали об изложенной мной проблеме. Приятно было узнать, что не один я так думаю…
На этой радостной ноте я хотел закончить этот текст, но вдруг подумал, что лучше, когда на крупнейших международных соревнованиях фамилии победителей указывают, а о стране, которую они представляют, ни гугу, или, как в рассмотренном случае, поступают наоборот? Как говорил вождь, «оба они хуже», но в рамках новой этики, возможно, и то, и другое нормально, но нормальна ли сама этика, и те, кто ее исповедуют?