К столетию со дня рождения гения
Где-то на просторах российского Интернета еще в 2014 г. я нашел фразу: «Великий ученый Юрий Кнорозов, расшифровавший письменность майя, умер в Питере в полном одиночестве полунищим, полуслепым». Это произошло от инсульта 30.03.1999 г. в возрасте 77 лет в коридоре больницы. После этого я в «Заметках о мотивации» написал: «Вам не стать свободным, пока не научитесь быть верным самому себе и нести ответственность за собственную жизнь и осуществление желаний. При этом Вы обязаны быть ответственными за свои мысли, слова, поступки и решения, так как за все это неизбежно придется „платить“ (Р. Энтони). Помните, что за все в жизни надо „платить“, иногда очень дорого, и „надо уметь переносить то, чего нельзя избежать“ (М. Монтень)». И Кнорозов заплатил и перенес…
В то время я заинтересовался биографией гения. Статья в Википедии на русском языке огромна. Статьи о гении включены также в Википедии на разных языках мира.
«Кнорозов родился в 19.11.1922 г. в Харькове. Учился на историческом факультете МГУ, который закончил в 1948 г. Интерес к индейцам майя у него возник, когда он прочёл статью «Дешифровка письма майя — неразрешимая проблема» немецкого лингвиста Пауля Шелльхаса, которую написал в конце жизни, отчаявшись в возможности решения этой задачи. По этому поводу Кнорозов выразился так: «Всё, что создано человеческим умом, может быть разгадано человеческим умом». Это стало своеобразным эпиграфом к последующей работе.
Студентов исторического факультета, в том числе Кнорозова, привлекли к разборке трофейных материалов, в том числе материалов Берлинской библиотеки. И надо же такому было случиться, что он там обнаружил издание, опубликованное в 1930 г., с тремя уцелевшими кодексами майя (Дрезденским, Парижским и Мадридским).
После окончания МГУ Кнорозова по причине «плохой анкеты» (он и его семья были на оккупированной территории) в аспирантуру и в Институт этнографии АН СССР не приняли, но поступить на работу в музей этнографии народов СССР в Ленинграде ему помогли. В то время в его руки попало «Сообщение о делах в Юкатане» — книга о жизни майя во времена испанского завоевания, которую в 1566 г. написал францисканский монах Диего де Ланда на старо-испанском языке, который Кнорозову пришлось выучить.
«Считается, что в основу этой книги автор положил труды индейца с европейским образованием по имени Гаспар Антонио Чи. Кнорозов догадался, что индеец записывал майяскими знаками не звуки, а названия испанских букв, и что алфавит в „Сообщении“ состоит из 29 знаков - это было ключом к дешифровке непонятных письмен».
В 1952 г. выходит статья Кнорозова, посвященная расшифровке письменности майя: Древняя письменность Центральной Америки // Советская этнография. 1952. № 3, с. 100−118. На эту работу специалисты не могли не обратить внимания. В 1955 г. Юрий Валентинович написал и стал защищать кандидатскую диссертацию под названием «Сообщение о делах в Юкатане Диего де Ланды как этно-исторический источник». Его работа доказывала наличие у майя не только письменности, но и государства, но заявлять это было рискованно, так как Энгельс придерживался мнения, что майя были дикарями, и у них не могло быть государства. Однако после доклада Кнорозову присудили ученую степень не кандидата, а доктора исторических наук (диссертационный совет был готов к такому исходу). В 1956 г. академик А. Окладников добился разрешения для Кнорозова поехать на международный конгресс американистов в Копенгаген, где представителям США стало ясно, кому досталась победа по расшифровке письменности майя. Его перевод рукописей майя вышел почти через 20 лет — в 1975 г., а в 1977 г. ему присудили Государственную премию СССР за цикл работ «Исследование письменности майя (дешифровка, перевод)», опубликованных в 1955—1975 гг.".
Потом я нашел, в том числе и в Интернете, его основные труды:
1. Кнорозов Ю.В. Система письма древних майя = La escritura de los antiguos mayas. Л.: Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Изд-во АН СССР, 1955, 95 с.
2. Кнорозов Ю.В. Письменность индейцев Майя. Л: Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Изд-во АН СССР. 1963, 664 с.
3. Кнорозов Ю.В. Пантеон древних майя. / Материалы VII Международного конгресса антропологических и этнографических наук. М.: Наука. 1964, с. 9.
4. Кнорозов Ю.В. Иероглифические рукописи майя. Л.: Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Наука. 1975, 272 с.
5. Кнорозов Ю.В. Избранные труды. СПб.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. 2018, 594 с. В книгу, в частности, включены биография Юрия Валентиновича и перечень его трудов. Тираж всего 300 экз. В Кунсткамере, выпустившей эту книгу, Кнорозов проработал до конца своих дней.
Вот какими словами она начинается: «Долгое время иероглифические надписи на каменных стелах древних юкатанских городов майя оставались неразрешимой загадкой, хотя угадывалась их связь с календарем, астрономией, магией, ритуалами. Письменность майя считалась недешифруемой, и только упорство и талант советского ученого Юрия Валентиновича Кнорозова дали ключ к разгадке американских иероглифов. … Его работа — это не только ключ к расшифровке иероглифов майя, но и путь к пониманию природы человеческой коммуникации. … Имя Кнорозова навечно вписано в анналы истории человечества наряду с именами Ж.-Ф. Шампольона, Г. Ф. Гротефенда и других исследователей, заставивших заговорить забытые древние письменности. … Профессор Йельского университета Майкл Ко в своей книге „Разгадка кода майя“, которая вышла в 1992 г., назвал научный подвиг Ю.В. Кнорозова „триумфом духа и интеллекта“. А переводчик „Песен ацтеков“ Джон Бирхорст в рецензии на эту книгу отметил, что со времен Шампольона ни одно лингвистическое открытие не вызывало такого большого интереса, как дешифровка письменности майя Ю.В. Кнорозовым».
Имеется и такое мнение: «Вклад Ю. В. Кнорозова в науку более значителен, чем достижение Жан-Франсуа Шампольона, который сумел расшифровать египетские иероглифы на Розеттском камне, сопоставив одну и ту же надпись на трех языках. Тексты майя сравнивать было не с чем, оттого задача перед учеными стояла труднее».
Для сложнейшей работы по дешифровке древних письменностей Кнорозов создал в Кунсткамере группу этнической семиотики, которая успешно занималась и другими утраченными системами письма. «Кнорозов намного опережал свое время, и самое сложное для него всегда было найти в группу научных партнеров, так как практически все не дотягивали до его потенциала. Мало ученых, которые могли бы долго, упорно и системно работать над расшифровками, так как это очень утомительная кабинетная работа, тем более что тогда не было персональных компьютеров. В СССР был дефицит источников и литературы».
«Невыездной советский ученый, никогда не видевший воочию надписей майя, сумел расшифровать эту сложнейшую систему письма, сидя в (своей маленькой квартирке и узком, А.Ш.) кабинете в Институте этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Академии наук СССР (ныне Музей антропологии и этнографии РАН) в Ленинграде. Этот научный подвиг не может не поражать. Юрий Валентинович добился того, что не смогли осуществить ученые разных стран, имевшие возможность проводить полевые исследования среди майя и доступ ко всем необходимым для работы источникам. Благодарные потомки легендарных майя по достоинству оценили труд выдающегося русского ученого. В Мексике он считается национальным героем».
В 2000 г. в Мексике вышел его трехтомник по исследованиям майя, а в 2010 г. там открыт научный центр Кнорозова, в 2012 г. в городе Канкуне установили памятник. Интересно, что в Москве центр имени Кнорозова был открыт на год позже, чем в Мексике.
После перестройки ученый в 1989 г., наконец-то, смог выехать в Гватемалу. «Рассказывают, как впервые попав в городище майя, он забрался на пирамиду Тикаль и долго-долго стоял молча, курил и смотрел в небо». После этого ученый успел побывать три раза в Мексике, где его приняли с великими почестями. Первый раз он там был в 1992 г. В 1995 г. правительство Мексики наградило Кнорозова Орденом Ацтекского орла, который иностранцам вручается только за исключительные заслуги перед этой страной. В 1997 г. Кнорозов был не только в Мексике, но и в Америке. При жизни он также был награжден Большой Золотой медалью Президента Гватемалы. В гватемальском Университете Сан-Карлос открыта кафедра Юрия Кнорозова, а в 2018 г. этот университет посмертно присвоил Кнорозову звание почетного доктора.
А тем временем в 1997 г. руководство Кунсткамеры закрыло созданную Кнорозовым группу этнической семиотики. «Нужно было расширить группу, поставить на все направления по молодому специалисту, чтобы, пока Кнорозов был жив, он мог бы зажечь других людей, передать знания, что очень важно в существовании научных школ. В начале 1990-х годов многим стало не до науки, во второй половине десятилетия интерес снова вернулся, но время уже было упущено. Однако, если появятся новые лидеры, то они смогут начать все не с нуля, а продолжить работу по дешифровке утраченных письменностей, отталкиваясь от фундаментальных знаний, оставленных Кнорозовым и его учениками мировой науке».
Пример Кнорозова, конечно, не подходит под модель академической мобильности научных работников, которая так модна была недавно. Я всегда понимал, что мобильность возможна, но во многих областях науки не обязательна или не реализуема, так как я сам многие годы не мог ездить куда-либо, кроме нашей страны, Интернета и компьютеров не было и ничего: мою «мобильность» обеспечивали доступ к иностранным журналам, а также статьи, которые я писал по-русски в журналы Академии наук, а они имели англоязычные реплики…
Кнорозова лучше всех продемонстрировал сказанное. Ни разу не побывав в Мексике, не выходя из кабинета, он сделал то, чего не добились ученые, годами проводившие полевые исследования в Центральной Америке. Он, то ли в шутку, то ли всерьез, говорил о себе: «Я — кабинетный ученый. Чтобы работать с текстами, нет необходимости скакать по пирамидам». Он был из тех, о ком Николай Тихонов в свое время написал: «Гвозди бы делать из этих людей — не было б в мире крепче гвоздей».
Итак, сначала Кнорозова героем признали иностранцы, потом в 2018 г. избранные труды с таким панегириком во введении выпустили и наши.
В 2019 г. вышла книга его ученицы: Ершова Г. Последний гений XX века. Юрий Кнорозов: судьба учёного. М.: РГГУ, 794 с., правда, тиражом всего в 500 экземпляров. О нем стали выходить и документальные фильмы.
В эти дни, и не только в Санкт-Петербурге и в Москве, празднуют столетие со дня рождения Кнорозова. Скоро на здании Кунсткамеры, к которому из-за исторической ценности нельзя даже «прикоснуться», откроют мемориальную доску, посвященную гению. Его избранные труды, не знаю каким тиражом, в эти дни перевыпустили. К юбилею переиздали и книгу Г. Ершовой. А еще 120-тысячным тиражом выпустили почтовую марку посвященную Кнорозову и организовали специальное гашение. Это уже вторая марка на эту тему. Первая была выпущена в 2000 г. и была посвящена дешифровке письменности майя. Смотришь, так пойдет дело, и памятник Юрию Валентиновичу будет стоять не только на его могиле на малопрестижном Ковалевском кладбище.
Многосторонняя активность в этом праздновании меня несколько удивила, но потом все стало на свои места: 01.07.2022 г. Президент Р Ф подписал Указ об увековечении памяти и праздновании 100-летия со дня рождения Юрия Кнорозова, в преамбуле которого сказано: «Отмечая выдающийся вклад русского ученого, этнографа, майяниста Ю. В. Кнрозова в развитие отечественной и мировой науки и в связи со 100-летием со дня рождения, постановляю…». Это во многом связано с тем, что научные достижения Кнорозова в шестидесятые годы оценивались в СССР на уровне успехов в освоении космоса…
В общем, как говорится в еврейской пословице: «Когда живешь, тогда доживаешь!». Кнорозов «дожил» умерев, и теперь будет жить без всякой академической мобильности всегда, пока существует человечество, а, возможно, и дольше его… Он уже и сейчас находится между вечностью и историей.