Проект EduEnvi был запущен в 2018 году, тогда Университет ИТМО совместно с Университетом прикладных наук Тампере (ТАМК) выиграл грант от Erasmus+. Главной задачей проекта было разработать ряд курсов по технологиям утилизации отходов и экологическому менеджменту для подготовки специалистов в вузах России и Казахстана.
Помимо ТАМК, в реализации программы приняли участие еще два европейских вуза: Академия Лиллебальта (Дания) и Университет Вальядолида (Испания). С российской стороны участниками стали Уральский федеральный университет и Тюменский государственный университет. С казахстанской ― Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауэзова и Кокшетауский государственный университет.
По итогам проекта было подготовлено восемь модулей, каждый состоит из нескольких курсов. Все курсы доступны онлайн и размещены на разных образовательных платформах, таких как «Открытое образование», «Открытый университет Казахстана», edX, Coursera и других. Большинство курсов уже прошли апробацию и вошли ― или войдут в ближайшее время ― в программы подготовки магистрантов.
Каждый из модулей охватывает тот или иной аспект устойчивого развития. Три модуля посвящены технологиям обращения с отходами, три ― экологическому менеджменту, государственному и институциональному управлению. Еще два модуля затрагивают вопросы экологического мониторинга, оценки жизненного цикла существующих и перспективных технологий утилизации отходов.
Всего участники проекта подготовили 20 курсов. Каждый из университетов занимался разработкой тех тем, которые наиболее соответствовали его компетенциям и интересам.
Координаторы и участники проекта рассказали ITMO.NEWS, что дала им программа и как будут дальше использоваться полученные результаты.
Ольга Сергиенко
руководитель образовательной программы «Индустриальная экология», координатор проекта
― Наш университет отвечал за семь курсов из разных модулей. Среди них: управление экологическими рисками, предпринимательство в области управления отходами, применение экобиотехнологий для утилизации отходов, предотвращение образования отходов и вопросы экологического менеджмента, опыт применения оценки жизненного цикла и экологического дизайна для предотвращения образования отходов. Несколько курсов мы уже несколько раз прокрутили на платформе «Открытое образование». Один курс, «Application of ISO 14001 for Waste Prevention», выложен на платформе еdX, остальные мы еще переводим на английский язык.
У программы Erasmus+ «Strategic partnerships» есть конкретный фокус ― «Capacity Building for Higher Education», то есть развитие компетенций вузов-участников. С этой точки зрения проект удался.
Во-первых, были заполнены большие информационные пробелы ― до сих пор образование в области управления отходами было мозаичным, а сейчас мы создали некое ядро из 20 курсов, что совсем немало. Они охватывают довольно широкий спектр вопросов: от экологии и биотехнологий до решения экономических вопросов и предотвращения образования отходов.
Во-вторых, все эти курсы мы разрабатывали с использованием инструментов онлайн-педагогики. Это очень помогло нам, когда мы столкнулись с пандемией. Благодаря тому, что в рамках проекта в Университете Тампере прошло обучение, как работать в новой информационной среде, мы все оказались более подготовленными и спокойнее пережили включение в систему онлайн-обучения.
В-третьих, мы поняли, что у всех вузов-участников есть общие интересы. Так, в ходе проекта мы нашли партнера в Испании ― в Институте устойчивых процессов Университета Вальядолида, с которым уже заключили соглашение и начали обмен студентами и преподавателями. Также мы обсуждаем возможные совместные образовательные проекты с Университетом Тампере. Коллеги из Казахстана, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, реализует программу двойных дипломов с нашим факультетом технологического менеджмента и инноваций (ФТМИ).
Ирина Сергеева
руководитель образовательной программы «Управление качеством», факультет технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО
― ФТМИ разрабатывал модуль, посвященный экологическому менеджменту. В нем два курса: моделирование бизнес-процессов в сфере устойчивого управления отходами и бизнес-планирование. Курсы разрабатывались не с нуля: до начала проекта у нас установились очень тесные связи с Университетом Тампере, и представители этого университета проводили у нас интенсивные недели по использованию модели Canvas в устойчивом управлении отходами.
На сегодня у нас уже подготовлены эти два курса, они уже размещены на площадке «Открытое образование» ― с октября начался первый набор. Курсы апробированы на наших студентах, а скоро стартует тестирование на внешнем контуре, будет получен первый фидбек.
Кроме того, один из результатов проекта ― более тесные взаимоотношения с нашими бизнес-партнерами, в частности, с компанией Rus Recycling, которая занимается переработкой бумаги и стекла. Сейчас есть договоренность, что она будет заниматься сбором бумаги в нашем корпусе на Ломоносова. Надеемся, что позже сможем организовать сбор и для других корпусов ИТМО.
Также компания участвует в нашем проекте как представитель работодателя ― ее представители оценивали результаты подготовки наших студентов, которые учатся на стыке предпринимательского и технологического направлений. Также в качестве эксперта выступил наш корпоративный партнер по магистерской программе «Управление качеством» ― Ассоциация по сертификации «Русский регистр». Она высоко оценила тот уровень компетенций, которые получают магистранты на этих двух курсах нашего модуля.
Жаннар Шортанбаева
заместитель заведующего кафедрой физико-технического факультета по учебно-методической и воспитательной работе, Казахский национальный университет имени аль-Фараби
― Нам нужно было разработать два модуля: неэнергетические и энергетические технологии утилизации отходов. Они состоят из пяти онлайн-курсов: мы, в числе прочего, рассказываем, как утилизируются отходы, как определяется их морфологический состав, как повторно использовать отходы. Один из курсов ― «Установки и средства утилизации отходов» ― полностью посвящен исследованиям нашей рабочей группы: плазменная переработка, энергоэффективные технологии утилизации отходов. Его мы делали совместно с индустриальным партнером ― «НТО Плазмотехника».
Курсы мы разрабатывали с нуля, но у нас был большой багаж научных исследований ― на нашем факультете преподаются технические специальности на стыке физики и промышленной техники. У нас есть образовательная программа «Теплоэнергетика» ― это школа, в рамках которой мы занимаемся проблемами сжигания органического топлива в жидкой и твердой фазе. Много лет мы занимаемся вопросами снижения выбросов в атмосферу. Также для разработки курсов мы использовали исследования Школы физики низких температур. Например, в качестве новой технологии утилизации пластика предлагается подвергнуть его заморозке, он становится очень хрупким, и его можно просто разбить молотком.
Наши курсы приобрели большую популярность, так как они достаточно простые и не требуют особой подготовки. По этим двум курсам было получено порядка 200 сертификатов, у нас просят эти курсы для школ и других образовательных организаций.
В Казахстане, как и в России, произошли существенные изменения в сфере экологической политики. И при этом усилилось общественное движение: люди выступают против строительства мусоросжигающих заводов. Мы проводим для них вебинары, объединяемся с экоактивистами. Есть надежда, что когда-нибудь мы приблизимся к уровню, который достигнут в развитых странах.
Ольга Притужалова
доцент кафедры геоэкологии и природопользования, Тюменский государственный университет
― Наш университет влился в этот проект немного позже, чем другие партнеры. Наша задача состояла в разработке учебных курсов по экологическим рискам и захоронению отходов, а также по вопросам методики оценки жизненного цикла.
По экологическим рискам курс разрабатывался почти с нуля, но были какие-то базовые практические занятия, которые мы уже отработали со студентами. В курсе про оценку жизненного цикла были практические наработки, но не все задания подходили для онлайн-формата, поэтому мы многое меняли ― особенно после того, как прошли курс по цифровым инструментам образования. Все три курса опубликованы на бесплатной платформе Stepik, мы используем их при обучении бакалавров и магистрантов.
Мы решили принять участие в проекте, потому что хотели изучить что-то новое, освоить онлайн-технологии. Просто не смогли отказаться от такого шанса. И конечно, партнерство с ведущими университетами Казахстана, России и Европы нам тоже было очень интересно. Мы уже обсуждали будущие статьи и то, как будут развиваться сами программы.
Сергей Полбицын
профессор Института управления и экономики, Уральский федеральный университет
― Мы отвечали за курс «Институциональные подходы к управлению твердыми отходами». Мы предлагаем новый подход, который построен не на законодательных принципах и не на экономической теории, а на институтах. То есть при таком подходе все участники процесса объединяются не для того, чтобы заработать много денег, и не потому, что так прописано в законодательстве, а потому, что так действительно будет лучше для всего общества.
Мы пытаемся создать комфортные для всех условия и правила переработки отходов. Это уже начали делать в Европе ― конечно, там занимались этим и раньше, просто не произносили слово «институциональные». У нас в стране в последнее время также начали уделять этому больше внимания.
Мы взяли все лучшее из научных наработок ― российских, европейских, американских ― и адаптировали их под свой курс. Теперь он будет преподаваться в нашем университете, на его основе мы сделали целую магистерскую программу.
Ботагоз Муталиева
доцент кафедры биотехнологий, Южно-Казахстанский государственный университет имени Ауэзова, координатор проекта для университетов Казахстана
― Наш университет разработал курс «Основы экологических биотехнологий», он о способах утилизации отходов различных производств, например, пищевой, нефтеперерабатывающей промышленности. Мы провели ряд мероприятий, чтобы выявить потребности этих производств в обращении с отходами, чтобы они озвучили те проблемы, которые у них есть. И по итогу этих встреч мы включили их проблемы в курсы в качестве кейс-стади ― чтобы студенты могли подготовить какие-то конкретные предложения. Это способствует их развитию как профессионалов и позволяет повысить их конкурентоспособность в дальнейшей трудовой деятельности.
Проект EduEnvi был очень полезен ― помимо прочего, с его помощью мы повысили уровень английского языка, ведь нам приходилось разговаривать только на нем. Кроме того, компетенции, которые мы получили от Университета Тампере, особенно пригодятся нам сейчас, во время пандемии. После их курса по цифровому обучению мы уже сами стали проводить семинары и вебинары для преподавателей нашего и других университетов, а также для учителей в школах.