— Расскажите, кто ваши студенты, чем они занимаются? Они все врачи или есть те, кто никак не был связан с медициной?
Антон Барчук: Сейчас у нас учится 12 человек, 70% из них — врачи и медицинские специалисты. На самом деле у нас получилась довольно разношерстная команда студентов — и все они на разных этапах своего пути с точки зрения исследовательского трека. Есть студенты, которые уже активно публикуются в крупных медицинских журналах. Например, Артемий Охотин занимается исследованиями, связанными с пандемией. Оксана Станевич — врач-инфекционист и тоже участвует в исследованиях. У Евгения Бакина много публикаций, связанных с исследованиями онкогематологических пациентов и создания предиктивных моделей на основе данных.
Есть и совсем начинающие студенты, которые только делают первые шаги. Например, Ирина Горбунова работает специалистом по анализу данных в «СберЗдоровье» — недавно мы обсуждали с ней, какие исследования на основе их базы можно было бы провести, можно ли их как-то использовать.
Ксения Спиридонова: Ирина — выпускница ИТМО, какое-то время работала в индустрии, потом потеряла к этому интерес. Как она сама говорит, ей очень важно приносить пользу людям, она интересовалась здоровьем, медициной — и нашла нашу магистратуру. В «СберЗдоровье» она занимается анализом данных — устроилась туда уже во время обучения у нас. Нам кажется, это классный кейс про то, как человек искал применение своим hard skills и нашел его в таком достаточно неожиданном контексте.
Есть ещё Татьяна Заборова — филолог, работала преподавателем английского. Она заинтересовалась эпидемиологией в контексте пандемии: хотела разобраться, как это всё работает, почему такая ситуация сложилась. У неё самая радикальная смена карьеры среди всех коллег, которые у нас учатся.
— Отсутствие медицинского образования не мешает студентам?
К.С.: Опыт подобных международных программ говорит о том, что далеко не всегда на них поступают исключительно медицинские специалисты. Такие программы притягивают людей с самым разным бэкграундом — это ведь не медицина в классическом смысле, а науки о здоровье. Ими занимаются люди и с экономическим, и с социологическим, и с биологическим образованием.
Наша программа построена таким образом, что мы даем всем студентам необходимый стартовый бэкграунд. Например, у нас есть предмет Principles of Evidence-based Medicine, где мы знакомим студентов с основами доказательной медицины. Нет такого, что невозможно заниматься исследованиями в Public Health без медицинского образования — очень даже возможно, и мировая практика это подтверждает.
Конечно, нельзя утверждать, что это легкий переход. Но это достаточно понятный транзит из одной сферы в другую.
— На втором году обучения студенты должны будут активно заниматься исследовательской деятельностью. Что это будут за исследования?
А.Б.: С первого семестра большинство дисциплин подразумевают работу над групповыми или индивидуальными проектами. Это своеобразная тренировка в том, как вести научные проекты. В течение второго года студенты углубляются в подготовку к написанию диплома и собственные исследовательские проекты. Нам особенно важно, что они могут развивать собственные инициативы. Наша задача — помогать им ресурсами и советами.
Например, у нас есть студенты — практикующие врачи, с ними мы планируем совместные исследования на базе клиник, в которых они работают. У нас уже налажено сотрудничество с сетью клиник «Лахта» — прямо сейчас мы обсуждаем исследования, которые они могли бы внедрить в свою практику. Например, офтальмологический скрининг диабетических пациентов, чтобы предотвратить развитие слепоты.
Среди прочего мы обсуждаем со студентами, как запустить в ИТМО исследования по вопросам, связанным с ментальным здоровьем. Мы хотим собирать и анализировать информацию и вместе с коллегами, которые уже занимаются этим вопросом, смотреть возможные связи и предлагать варианты, как предотвращать проблемы, связанные с ментальным здоровьем.
— Расскажите про ваших преподавателей. Это прежде всего специалисты из академии?
А.Б.: Многие наши преподаватели работают по программе ITMO Fellowship & Professorship. Нам кажется очень важным расширять сеть взаимодействий и делать программу более международной. Учитывая наш исследовательский фокус, важно иметь налаженные контакты коллабораторов из зарубежных университетов.
Иностранные преподаватели задействованы в курсах по доказательной медицине, экономике здравоохранения, эпидемиологии. Мы попытались собрать преподавателей с разным бэкграундом — чтобы они не просто читали теоретический материал, но и давали студентам понимание о том, чем именно они занимаются, какие проекты ведут, где работают.
— Будут ли стажировки за границу?
А.Б.: Сейчас мы активно изучаем релевантные программы, которые были бы полезны нашим студентам. Мы рассматриваем все страны, которые являются главными поставщиками эпидемиологических исследований и исследований в области Public Health Science, но и задумываемся о новых рынках. Так, недавно мы даже проводили день открытых дверей для абитуриентов из стран Латинской Америки. Это важно, потому что мы видим в наших студентах амбассадоров этой науки. И мы надеемся, что они будут развивать эту программу в ИТМО.
В ИТМО отлично работают сервисы по студенческой мобильности, так что у наших магистрантов будут интересные варианты. Для нас не менее важно, что на программу обращают внимание те, кто выбирает обучение на английском.
— А что насчёт перспектив сотрудничества с компаниями? Смогут ли студенты проходить там практику, стажировку?
К.С.: Мы сейчас формируем задел для партнерства, у нас много идей — надеемся, что к осени у нас уже будет пул коллег, с которыми мы будем сотрудничать и в том числе сможем предложить студентам стажировки. Уже сейчас есть договорённости с сетью клиник «Скандинавия», «Лахта Клиникой», НМИЦ им. Алмазова, НМИЦ онкологии им. Петрова, Ильинской больницей. Плюс, мы думаем, что некоторые захотят стажироваться в клиниках и медицинских центрах по месту работы — это тоже нормальная практика. Но мы бы хотели предложить студентам более широкий выбор, чтобы они могли заниматься чем-то ещё.
Поле существует — есть компании, которые работают с услугами или продуктами, связанными со здоровьем. Тот же «СберЗдоровье», если говорить о России. Нам хочется верить, что все они придерживаются доказательных практик, и поэтому им нужны люди, которые способны проводить исследования.
А.Б.: Доказательные практики — это стандартный цикл, которому мы учим студентов. При этом неважно, проводится исследование в университете, в компании или независимо. Это стандартный цикл, который делается исходя из принятых критериев, связанных с дизайном исследования, этикой, анализом данных, представлением результатов. Это соответствует тренду на открытость науки и открытость данных, который укрепляется сейчас в академической среде.
Есть независимые компании, которые тоже проводят исследования в области здоровья — и это один из возможных будущих треков для студентов. Многим компаниям сейчас нужны люди, которые могли бы генерировать гипотезы, разрабатывать дизайн исследований, грамотно анализировать данные. Всему этому мы учим студентов, чтобы к концу магистратуры они прошли весь цикл ― от идеи до публикации.
К слову о наших коллегах из «Лахта Клиники», 16 и 17 июля на базе ИТМО пройдет уже вторая «(НЕ)конференция» ― мероприятие для врачей, ординаторов и интернов. На нем много внимания уделяется не только сложным медицинским вопросам, но и, например, навыкам коммуникации. Мы видим в этой совместной инициативе в том числе большое поле для будущих проектов.