Взаимовыгодное сотрудничество
Последние несколько лет рынок продуктового дизайна стремительно растет ― это подтверждают исследования как международных рекрутинговых компаний, так и онлайн-платформ для графических и веб-дизайнеров. Но сегодня уже недостаточно быть только UX-специалистом, который выстраивает архитектуру цифровых продуктов на основе анализа пользовательского опыта, или только UI-дизайнером, который отвечает за визуальную часть сайта или приложения. Компании нуждаются в специалистах, способных сочетать навыки из двух этих областей.
Чтобы удовлетворить высокий спрос на таких продуктовых дизайнеров, в ИТМО решили запустить онлайн-магистратуру «Продуктовый дизайн». Главная цель программы — подготовить специалистов уровня Middle+, которые станут частью бизнеса, будут учитывать стратегию развития и показатели компании, работать в команде и понимать процесс создания и поддержки дизайна цифрового продукта.
А чтобы подготовить действительно востребованных профессионалов, которые понимают бизнес-процессы, к разработке образовательной программы подключилась одна из самых крупных российских EdTech-компаний «Нетология». Образовательная платформа уже выпустила разные сертифицированные курсы, в том числе в области дизайна. Также ей оказывают поддержку топовые эксперты, выступающие преподавателями и менторами на программах, и крупные российские компании, которые готовы предоставить студентам реальные кейсы для стажировки и трудоустройство по окончанию обучения.
«"Нетология" — это партнер, проводник человека на пути достижения его личных и профессиональных целей с помощью образования. В “Высшем образовании” мы помогаем получить диплом не для галочки, а для жизни, для следующего шага в карьере, поэтому ориентируемся на запрос работодателей и делаем программы максимально практикоориентированными. И в этом подходе мы совпадаем с коллегами из ИТМО. В итоге берем самые сильные стороны от каждого партнера и в одной программе совмещаем мощную академическую базу, которая дает широту и системность, и практику “на кончиках пальцев” от экспертов и индустриальных партнеров, которая дает пощупать рынок и специальность изнутри уже во время обучения. На выходе получаются уникальные востребованные специалисты», — объясняет заместитель руководителя направления «Высшее образование» в «Нетологии» Оксана Апрельская.
Как подчеркивает руководитель образовательной программы «Продуктовый дизайн», директор Центра цифровых гуманитарных исследований ИТМО Антонина Пучковская, сотрудничество с «Нетологией» поможет достичь целей, которые сейчас поставлены перед научно-образовательной корпорацией ИТМО — улучшить административные и бизнес-процессы, научиться быстро разрабатывать и изменять образовательные программы и работать в больших командах. В свою очередь, ИТМО как один из ведущих университетов России предлагает компании новые целевые аудитории и рынки и помогает укрепить бренд и репутацию.
«Сотрудничество с "Нетологией" — это очень хорошая синергия между академической институцией и топовой компанией на российском EdTech-рынке, которая предоставляет короткие образовательные сертифицированные программы. Поэтому нам показалось, что их бизнесовый опыт, уже подтвержденный в продуктовом дизайне, плюс наш опыт в академии и фундаментальное образование, которое мы даем, приведет к очень хорошему результату в формате онлайн-магистратуры», — говорит Антонина Пучковская.
Дольше значит качественнее
Среди уже существующих программ магистратура «Продуктовый дизайн» выделяется тем, что во время обучения студенты проходят полный цикл реальных задач — от формирования технического задания, выявления гипотез, проектирования пользовательских сценариев и проведения исследований до управления командой и создания дизайна мобильных приложений, многостраничных сайтов и дизайн-систем. По мнению Антонины Пучковской, такое глубокое погружение в тему гарантируется более долгим обучением, чем обычно предполагают специализированные курсы.
«С точки зрения академической экспертизы мы понимаем, как выстроить учебный план таким образом, чтобы он был сбалансированным и максимально разнообразным. Мы предлагаем полноценный образовательный продукт, который поможет студентам пройти путь от создания идеи до ее реализации. Все это возможно благодаря двухгодичному обучению, которое действительно дает ребятам возможность пообщаться с большим пулом экспертов из профессиональной области, построить индивидуальную образовательную траекторию и создать классное конкурентоспособное портфолио с кейсами от реальных заказчиков — Ozon, Альфа-Банка и многих других», — резюмировала Антонина Пучковская.
Свой образовательный трек
Разработку и ведение курсов на программе преподаватели ИТМО и «Нетологии» разделили пополам: одну часть модулей читают сотрудники университета, а вторую — эксперты из компаний. Как отметила Антонина Пучковская, благодаря разному подходу к подготовке материалов и кейсов студентам не станет скучно во время обучения, и в то же время они получат качественное образование.
В этом учебном году на программу поступил 31 студент. Все они смогут составить свой образовательный трек из 19 дисциплин по выбору на платформе «Нетологии». Одиннадцать профильных тем обязательны для изучения, а дополнительно можно научиться, например, анимации интерфейсов, прототипированию, визуальному мышлению и многому другому. Такая вариативность позволяет обучающимся углубиться в интересующие их направления и построить уникальный образовательный трек. Также у них есть возможность обсудить работу над кейсами с преподавателями и практиками в режиме реального времени на вебинарах и получить поддержку от внешних экспертов по составлению портфолио.
Защитить выпускную квалификационную работу магистранты могут как индивидуально, так и в команде. Для этого можно выбрать понравившийся кейс, который они разбирали на практике. А затем вместе с куратором доработать его, проведя полноценное диссертационное исследование и представив результаты в формате ВКР.
В результате обучения студенты станут специалистами, способными справиться сразу с несколькими задачами: анализировать опыт и проектировать взаимодействия пользователя с продуктом или сервисом, создавать удобные интерфейсы и понятные тексты, а также руководить командой и готовить рекомендации по доработке цифровых продуктов или сервисов.
Выпускники смогут рассчитывать на позиции продуктового, UX-, UI- или Web-дизайнера, дизайнера мобильных приложений или сайтов в конструкторе Tilda, а также UX/CX-исследователя и Usability-специалиста в компаниях-партнерах ИТМО и «Нетологии» — Ozon, «МегаФоне», Райффайзенбанке и других.
Новые кейсы и партнеры программы
В перспективе список партнеров и кейсов для студентов будет пополняться. Например, в планах ― создать цифровые продукты для «Газпром нефти» и нового индустриального центра, который создан в ИТМО совместно с компанией, а также модернизировать уже существующие проекты университета — мобильное приложение my.itmo, сайт приемной компании и проект «Учебная аналитика», уточняет Антонина Пучковская. Помимо этого, сотрудники образовательной программы планируют пересмотреть учебный план и соотношение предзаписанных лекций к живым вебинарам, ориентируясь на отзывы студентов.