Университеты

Аналитики VK и ИТМО проанализировали ситуацию на рынке за 2021–2022 годы. Результат показал, что несмотря на значительный рост количества онлайн-программ от EdTech-компаний (на целых 54%), росло и число университетских программ бакалавриата и магистратуры (их стало на 25% и 27% больше соответственно). Всего эксперты насчитали 26 программ бакалавриата (из них 10 новых) и 14 программ магистратур (из них 6 новых) в российских университетах. Большинство из них реализуется в московских вузах.

Еще одна тенденция, начавшаяся еще в 2020 году, — переход университетов к онлайн-обучению, а также развитие курсов дополнительного профессионального образования и курсов профессиональной переподготовки. Так, из 26 бакалаврских программ, которые реализуются в российских вузах, пять имеют полный онлайн-формат, из 14 магистерских в онлайне реализуются две. Например, несколько курсов переподготовки (в онлайн- и офлайн-формате) в прошлом году запустила Высшая школа экономики.

Более половины программ обучения (14 из 26 бакалаврских и 7 из 14 магистерских) сфокусированы на навыках ИТ-разработки и программирования. На геймдизайн ориентированы 19% программ бакалавриата и 43% программ магистратуры. Минимальная доля приходится на профессии художественного направления — эксперты нашли только пять бакалаврских программ и одну магистерскую.

Несмотря на обилие онлайн-курсов на различных площадках, аналитики фиксируют спрос именно на университетское образование в геймдеве. По информации из открытых источников, в 2022 году в бакалавриате абитуриентам были доступны более 1300 бюджетных мест, в магистратуре — 235. При этом, по данным пяти программ, средний конкурс составлял 11,37 человек на место в бакалавриате и 2,98 — в магистратуре.

Интерес студентов к университетским программам в сфере геймдева подтверждает и руководитель магистратуры ИТМО «Технологии разработки компьютерных игр» Андрей Карсаков.

«Начиная с запуска программы в 2017 году, мы видим стабильную тенденцию увеличения интереса студентов бакалавриата к нашей магистратуре. За это время, подстраиваясь под спрос, мы увеличили количество бюджетных мест более чем в 7 раз, при этом конкурс каждый год сохраняется на уровне 35 человек на место», — говорит он.

Андрей Карсаков. Фото: ITMO.NEWS

Андрей Карсаков. Фото: ITMO.NEWS

EdTech

Тем не менее, взрослые, которые нацелены на смену профессии, ожидаемо ориентируются на краткосрочные курсы (в среднем они рассчитаны на 10 месяцев обучения) и интенсивы (в среднем два месяца). Такие программы, как показали результаты исследования, занимают 74% рынка.

Три четверти таких программ реализуются исключительно онлайн, но в последний год наметилась тенденция на расширение линейки предлагаемых форматов: теперь один и тот же учебный материал можно получить в той форме, которая удобна студенту — заочно, онлайн или в виде интенсива.

По данным аналитиков, за прошлый год появилось сразу 73 новых курса по разработке игр ― таким образом, их общее число увеличилось до 135. На 17% выросло число программ ДПО и профессиональной переподготовки (теперь их 28).

Вместе с ростом спроса на курсы увеличилась и их цена — примерно на 13%. Так, средняя стоимость курса повышения квалификации или переподготовки составляет 186 тысяч рублей (медианная же стоимость — 45 000 рублей), при этом цена не зависит от того, выдается ли по итогам прохождения диплом или только сертификат.

Прочитайте также:

Первые выпускники магистратуры по разработке компьютерных игр — о российском геймдеве и карьере после университета

Студенты ИТМО одержали победу на крупнейшем в СНГ конкурсе разработчиков игр DevGAMM

Как партнерство ведущей компании по разработке компьютерных видеоигр Sperasoft и ИТМО продвигает гейм-индустрию

Перспективы

Как отмечает Андрей Карсаков, развитие образования в игровой индустрии в России началось именно с коммерческих краткосрочных курсов — именно поэтому их так много — а формализовываться и системно переходить в университеты оно начало только в последние пять лет. Появление все большего числа именно университетских программ — весьма важная тенденция, что отмечают и сами компании, связанные с разработкой игр.

«Мы рады, что с каждым годом количество образовательных программ увеличивается. Это говорит о том, что индустрия постоянно развивается и спрос на кадры растет. Мы со своей стороны стараемся поддерживать образовательные инициативы в геймдеве и делаем все возможное для развития всего игрового сегмента в стране», — комментирует CEO VK Play Василий Магурян.

Шоукейс студенческих проектов на Unreal Engine со всего мира, этой осенью впервые туда попали студенты программы ИТМО «Технологии разработки компьютерных игр» со своим проектом Tread of Greed

Дизайн исследования

Исследование проводилось на основе анализа открытых источников — в итоге был собран полный перечень образовательных программ, готовящих будущие кадры для индустрии разработки игр. Его составители также ориентировались на другое, более раннее исследование, проведенное в 2021 году.

Упор аналитики из VK Образование, VK Play и ИТМО сделали на программы, сфокусированные на индустрии игр. Поэтому в выборку не были включены образовательные программы общего профиля, которые могут быть косвенно-релевантными (например, те, которые готовят 3D-моделлеров, программистов и так далее). Хотя, как отмечают составители, список еще будет обновляться и дополняться ― в том числе за счет программ, которые пока что остались в «спорной зоне»:

«Есть довольно много программ, которые мы оставили в зоне общепрофильных, потому что их учебный план не позволяет отнести их к специализации по игровой разработке. При отборе программ мы в большей степени ориентировались именно на содержание учебных планов, нежели на их названия. И, возможно, потому что в каких-то программах курсы имеют слишком общие и нерелевантные названия, программы не попали в нашу выборку. Но мы будем периодически обновлять наш список и, возможно, включать туда новые программы. Для этого всегда можно связаться с нами, написав на почту karsakov@itmo.ru», — заключает Андрей Карсаков.