— Кристоф, расскажите, чему именно вы учите студентов ИТМО?
― Вот уже три года я преподаю курсы по публичным выступлениям. В этом году у меня было четыре группы по пять-шесть человек с совершенно разных факультетов, в предыдущие — раза в два больше. До этого я проводил занятия онлайн — из-за пандемии, но все это время очень хотел приехать в Петербург. И вот наконец получилось.
— И как вам Петербург в ноябре?
― Мне очень нравится город. В этот приезд я был здесь всего два дня. Конечно, было дождливо, но в дождь тоже можно приятно проводить время: ходить в музеи, театры. Что я и делал — и мне всё очень понравилось. Надеюсь, что у меня будет возможность приехать и в следующем году. Всё-таки вести занятия в непосредственном личном контакте со студентами гораздо приятнее — и, конечно, эффективнее.
— Расскажите о том, как вы стали коучем для ученых? Почему решили заниматься именно этим?
― Когда я был еще постдоком и активно занимался научными исследованиями, довольно много путешествовал. Работал в университетах и лабораториях в Финляндии, Норвегии, США, Нидерландах. В родной Германии, конечно, тоже. И я обнаружил, что ученые, работая в группах, часто не раскрывают потенциал полностью — как свой, так и групповой. Я подумал, что если бы у них был подходящий менеджмент и более налаженная коммуникация внутри группы и между коллективами — они могли бы добиться гораздо большего.
Тогда я и увлекся темами лидерства, командной работы, коммуникации и так далее. Потому что и сам был заинтересован в этом как участник академического сообщества. И хоть я сейчас и не работаю ученым (но в глубине души продолжаю чувствовать себя им), мне хочется привнести свой вклад в то, чтобы наука процветала. Что, смею надеяться, я и делаю с помощью своих курсов и тренингов.
— А зачем это всё нужно ученым?
― Во-первых, очень важно уметь доносить свои мысли и идеи до других. Я был на множестве конференций и видел бесчисленное количество презентаций. И думаю, что если бы доклады были более структурированными, понятными, более вдохновляющими, это было бы одинаково полезно и интересно и аудитории, и самим выступающим. Одним словом, очень важно уметь правильно объяснить то, что хочешь сказать.
Тот факт, что ученым — особенно молодым — никто не дает этих навыков, сильно отличает академическую сферу от индустриальной. Компании обычно инвестируют в своих сотрудников, проводят для них тренинги по тайм-менеджменту, лидерским навыкам и так далее. А в университетах это практикуют довольно редко. Чаще всего ученым приходится самим учиться этому в процессе, у кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. Но я вижу, что постепенно система меняется, и все больше университетов вводят в свои программы курсы по soft skills.
— Вы проводите тренинги только для студентов или для профессоров тоже?
― На самом деле я больше фокусируюсь именно на научных коллективах, академических работниках и лекторах в университете. В частности, я преподаю дидактику (например, проектное и проблемно-ориентированное обучение), проджект-менеджмент и так далее. Также иногда я провожу курсы для компаний.
— А как вы попали в ИТМО? Как вообще узнали об университете?
― Я узнал об ИТМО задолго до того, как попал сюда. Довольно часто это название появлялось в моем поле зрения, когда я еще активно занимался исследовательской работой. Потом я случайно увидел вакансию преподавателя публичных выступлений в одной из академических рассылок. И это объявление сразу приковало мой интерес — к тому моменту я уже пять или шесть лет занимался коучингом. Особенно привлекательно было то, что эта позиция предлагала работать именно с молодыми учеными, которые редко получают такие навыки во время обучения в университете. По крайней мере, я не слышал, чтобы такое практиковали в других университетах. И я решил, что было бы здорово принять в этом участие. И, к моему счастью, меня взяли на эту вакансию.
— Какие у вас впечатления от студентов ИТМО?
― Я сразу был очень впечатлен энергичностью и воодушевлением студентов, креативностью их идей, они действительно заинтересованы во всем и вкладывают очень много страсти в свой проект. При этом курс очень интенсивный, он длится всего лишь две недели. За это время студенты должны найти общий язык — а надо понимать, что все они с разных факультетов, программ обучения, а значит, и с абсолютно разным бэкграундом и образом мышления. И вот за две недели они должны достичь такого уровня коммуникации, который поможет им придумать идею проекта, объединить свои знания и навыки, превратить идею в реальный кейс — в перспективе основу для стартапа — а затем презентовать и защитить свой проект.
И я могу сказать, что вижу большое яркое будущее для ребят. Особенно учитывая, какой важный опыт они получают на этих занятиях, они начинают понимать, как работает не только наука, но также бизнес и индустрия. Это им очень пригодится в карьере.
— Расскажите немного о вашем академическом бэкграунде, чем вы занимались до того, как стать коучем?
― Моя научная специализация — физическая химия и кинетическое моделирование. Проще говоря, я изучал процессы катализа, превращения одного вещества в другое, влияние на этот процесс различных факторов, возможности управления им. Мне было интересно изучать не конкретные реакции, а посмотреть на все это сверху, выявить какие-то общие закономерности и изучить иррациональные моменты, которые могут при этом возникнуть. Одним словом, я изучал, как это вообще работает в принципе — не какая-то одна конкретная реакция, а явление в целом. Мы хотели создать общую схему, которую можно было бы приложить к самым разным процессам.
— У вас это получилось?
― У нас было несколько идей того, как всё могло бы работать. Но закончить исследование, поставить финальную точку никогда не было моей целью. Я вижу науку как непрерывное движение — прошлые поколения великих ученых привели нас в конкретную точку, работая в тех условиях, тех ограничениях и теми методами, что у них были. И будущие исследователи подхватят их идеи, возьмут их результаты и будут двигать науку дальше. Так что я вижу это как некое путешествие, в котором я тоже немного поучаствовал и привнес свой маленький вклад.
— Вы не скучаете по научной работе?
― Да, немного скучаю. Я думаю, что когда-нибудь я мог бы вернуться к этому. В то время, когда я делал свои первые шаги в науке, не видел для себя пути развития. Научная карьера — это как пирамида с острой вершиной. Начинают многие, но по мере движения к вершине они отваливаются. Наверное, то же произошло и со мной. Но я много об этом думаю, есть исследования, которые я хотел бы продолжить. Предугадать, как будет развиваться будущее, никогда нельзя — может, жизнь меня приведет в науку обратно.
— Но вы еще и работаете научным консультантом для индустриальных компаний — это сильно отличается от того, чем вы занимались в лабораториях?
― Разница, конечно, есть. В научных исследованиях ты погружаешься в самую глубину изучаемого предмета, в мельчайшие его детали. У тебя есть какая-то загадка, тайна природы, которую тебе нужно раскрыть — она будит тебя по ночам и заставляет без конца о ней размышлять.
В работе на индустрию гораздо меньше глубины, однако тоже требуется хорошо понимать все процессы и принципы их работы. А самое главное, надо разбираться, как настроить эти процессы так, чтобы они выдавали достаточно качественный продукт для потребителя.
— Что вы считаете главным в своей карьере сейчас?
― Я занимаюсь преподаванием уже восемь лет и постоянно развиваюсь — узнаю новые для себя вещи буквально во время каждого курса. Но прежде всего это дело приносит мне удовольствие, мне приятно думать, что я делаю что-то хорошее и полезное для научного комьюнити. Что я помогаю студентам и учу других лекторов давать молодым ученым те навыки, которые им пригодятся в профессии.