Вектор обсуждения задала модератор встречи, директор по образованию в Яндексе и директор по стратегическому развитию ИТМО Дарья Козлова. Главный тезис — структура высшего образования сильно трансформируется, поэтому нужен свежий взгляд как на использование ИИ в обучении, так и на подготовку ИТ-кадров.
Дарья Козлова. Фото: Алексей Шабанов / Яндекс Образование
Практический подход в решении этого вопроса предложил ректор Университета ИТМО Владимир Васильев. По его мнению, необходимо путем экспериментов определить точки роста, в которых и студент, и преподаватель будут добиваться высоких результатов с использованием ИИ-ассистентов — и фиксировать не количественный, а качественный результат успешных кейсов. Но глобально необходимо менять подход к подготовке кадров в целом — в этом поможет новая модель подготовки ИИ- и ИТ-специалистов.
«Эпоха ИИ кардинально меняет требования к подготовке специалистов. В ответ на эти вызовы мы разработали и уже внедряем в ИТМО новую компетентностно-ролевую модель образования. Ключевое отличие такого подхода — смещение фокуса с традиционных академических направлений на конкретные профессиональные роли. Студент с первого курса понимает, кем он станет, какие задачи будет решать и какой набор компетенций необходим для карьерного роста в выбранной области. Но успех такой модели невозможен без тесного партнерства с работодателями — это позволяет формировать актуальные практические навыки, которые обеспечат выпускникам уверенный старт на уровне junior+ или middle-специалистов», — подчеркнул ректор ИТМО Владимир Васильев.
Владимир Васильев. Фото: Алексей Шабанов / Яндекс Образование
Вузы не боятся, что с интенсивным развитием ИИ на ИТ-рынке исчезнет потребность в джунах — вчерашних студентах. Об этом заявил ректор МФТИ Дмитрий Ливанов. По его мнению, в нынешних реалиях студент становится джуном еще во время обучения — для этого студентов уже с первого курса вовлекают в стажировки у бигтехов. А вот избавиться от рутинной интеллектуальной работы и освободить время на профессиональное саморазвитие и наращивание soft skills помогут ИИ-ассистенты.
Чтобы добиться успеха в начале карьерного пути, джунам стоит не злоупотреблять вайб-кодингом, отметил и.о. ректора УрФУ Илья Обабков. Компании приходится тратить ресурсы на дополнительное обучение новых сотрудников, которые привыкли полностью поручать разработку искусственному интеллекту. Талантливые студенты, которые соблюдают разумный баланс в работе с ИИ-инструментами, вполне готовы к работе с реальными кейсами — так, в ведущем вузе Екатеринбурга ищут студентов, которые могут самостоятельно решать неординарные задачи на промышленном производстве. В этом помогают и партнеры, которые активно работают с будущими абитуриентами еще в школе.
Именно на этом этапе также необходимо учить осмысленному подходу к применению ИИ-инструментов. Позволить старшеклассникам использовать искусственный интеллект для выстраивания своей образовательной траектории — одна из основных задач для педагогов, считает доцент Института образования НИУ ВШЭ, экс-директор школы «Сколка» и Лицея НИУ ВШЭ Дмитрий Фишбейн. По его мнению, важно показать школам преимущества, которые дает ИИ, — например, в подготовке и проверке заданий или персонализации учебных материалов и методик для каждого ученика. Эту трансформацию нужно начинать с руководства школ и учителей. При умелом внедрении ИИ в образовательный процесс за школами остается важнейшая задача — развитие в детях эмоционального интеллекта, критического и творческого мышления.
Живое общение и развитие soft skills остаются приоритетными и в вузах. Например, в НИУ ВШЭ считают, что даже с появлением ИИ-ассистентов у студентов и преподавателей коммуникация между участниками образовательного процесса будет необходимой для всех. Проректор НИУ ВШЭ Елена Одоевская отметила, что сильная сторона университета — в этике использования ИИ.
Запрос бизнеса на ИТ- и ИИ-специалистов стремительно меняется: сегодня на позицию джуна отбирают тех, кто приносит с собой свежий приток идей и критики — подчеркнула управляющий директор-руководитель Дирекции Академических партнерств Сбера Ольга Цуканова. Первокурсников пока берут на стажировки реже — им нужно влиться в студенческую жизнь и получить фундамент знаний, а студенты постарше приходят на полноценные должности. В этой ситуации необходима новая модель стажировок, которая позволит работать с первокурсниками в новом формате — в Сбере уже работают над этой задачей. В VK на стажировки принимают студентов первых и вторых курсов, но обращают внимание, насколько студент может влиться в бизнес-среду, на его адаптивность, зрелость мышления и умение оперативно решать проблемы. Об этом в ходе дискуссии рассказала заместитель вице-президента по образовательным проектам VK Анна Степанова.
Пресс-конференция Яндекс Образования, посвященная новым правилам и подходам к подготовке сильных ИТ-специалистов, выявила ключевую задачу для вузов, бизнеса и государства — формировать потребность на использование ИИ у студентов и преподавателей. В новом учебном году, по мнению участников, этот вектор станет одним из приоритетных в системе высшего образования.
