Открытые образовательные ресурсы: цели ЮНЕСКО в области распространения знаний.
Впервые термин «открытые образовательные ресурсы» был использован на Форуме ЮНЕСКО по открытым обучающим системам еще в 2002 году. Международная организация определяет ООР как материалы, используемые для поддержки образования, к которым можно получить свободный доступ, использовать их, изменять и повторно делиться ими.
На протяжении последних лет сектор образования ЮНЕСКО занимается мониторингом и анализом практик освоения ресурсов на территории стран-членов организации, а также поддержкой разработки национальной политики в области ООР. ЮНЕСКО ставит перед собой задачу побудить лиц, принимающих решения в правительстве и образовательных учреждениях стран, вкладывать средства в систематическое производство, использование и продвижение открытых образовательных ресурсов. Как отмечают в организации, включение таких ресурсов в основные направления высшего образования повышает качество учебных программ и преподавания, а также позволяет сократить затраты. Среди ключевых целей ЮНЕСКО:
- укрепление потенциала всех основных заинтересованных сторон в сфере образования по созданию, обеспечению доступности, использованию, адаптации и вторичному распространению ООР;
- разработка стимулирующей политики государств, позволяющей развить ООР;
- обеспечение эффективного, инклюзивного и справедливого доступа к качественным ООР;
- содействие созданию моделей обеспечения устойчивости ООР;
- содействие международному сотрудничеству.
Все эти положения перекликаются с Целью устойчивого развития №4 ЮНЕСКО, в которой содержится призыв к международному сообществу «обеспечивать инклюзивное и справедливое качественное образование и поощрять возможности обучения на протяжении всей жизни для всех».
Рекомендации для государств: от глобальных целей до детализированного плана действий.
В 2012 году на Всемирном конгрессе по открытым образовательным ресурсам был выпущен пакет рекомендаций для государств-членов организации. В этом документе ЮНЕСКО рекомендовала укрепить развитие стратегий и политики в отношении ООР, поддерживать создание потенциала для устойчивой разработки качественных учебных материалов, развивать инфраструктуру в области ИКТ, а также способствовать проведению исследований и содействовать распространению открытых образовательных ресурсов. В 2017 году на 2-м Всемирном конгрессе в Любляне, организованном ЮНЕСКО и правительством Словении, эксперты дополнительно исследовали пути решения проблем для интеграции контента ООР в национальные системы образования, а также выявили лучшие практики.
«В этом году над документом работали эксперты и делегаты из стран-членов ЮНЕСКО. И если план, принятый в Любляне, содержал в себе список общих рекомендаций, то в этот раз работа была детализирована по многим аспектам. Предыдущие документы рассматривали исключительно деятельность организаций, работающих в сфере науки и образования, в этом году в документ добавлен большой блок, посвященный исследованиям, которые могут быть вынесены на открытые репозитории, как в области разработки ООР, так и в других научных областях. Таким образом, работа этого года представляет собой подробный и детальный план действия», — рассказывает Юлия Романенко, ассистент Института международного развития и партнерства Университета ИТМО.
В этом году она вместе с представителем РФ по делам ЮНЕСКО Николаем Хаустовым представляла Россию в числе экспертов, работавших над Рекомендацией. Как подчеркивает Юлия Романенко, Университет ИТМО является важным участником процесса и неслучайно выступает экспертом в формировании рекомендаций в области международных образовательных ресурсов.
Университет консолидирует на единой платформе openedu.ru (Национальная платформа «Открытое образование») лучшие онлайн-курсы ведущих вузов страны, сотрудничает с международными платформами и успешно размещает отечественные онлайн-курсы на иностранных платформах (среди них — edX, Coursera), а также является активным участником российских и международных конференций в области развития ООР. Кроме того, сотрудники Университета ИТМО в рамках одного из последних онлайн-курсов вуза «Цифровая культура» работают непосредственно над повышением цифровой грамотности.
Среди экспертов были как сотрудники дипломатических представительств, так и юристы и специалисты в области открытых образовательных ресурсов, в том числе представители профильных организаций. Например, председателем заседания выступила Труди ван Вик (Trudi van Wyk), директор по доступности и качеству образования в Департаменте высшего образования ЮАР. Кроме того, в число экспертов вошли представители университетов восточной и западной Европы, Африканских стран, Китая, которые занимаются разработкой онлайн-курсов и модулей, а также продвигают эти программы на международном уровне.
Одними из наиболее активных участников сессии, как отмечает Юлия Романенко, были эксперты из России, Германии, Марокко, Китая и Мексики. Задачей экспертов было детально проработать рекомендации таким образом, чтобы они не входили в противоречие с национальной политикой и законодательством отдельных стран. Кроме того, они дополнили перечень рекомендаций актуальными для отдельных стран аспектами.
«Нам предоставили драфт Рекомендации, который является результатом многолетнего труда ЮНЕСКО в сотрудничестве с организацией Creative Commons. Эта организация провела масштабное исследование по развитию ООР в мире, что позволило понять, на каком уровне сейчас находятся разные страны. Поэтому мы работали с результатами большого исследования и тем документом, который был сформирован по его итогам. Задачей экспертов было откорректировать отдельные формулировки таким образом, чтобы это не противоречило национальной политике, добавить приоритетные для каждой страны пункты, расставить необходимые для нас акценты», — рассказывает Юлия Романенко.
В целом во время экспертной сессии наибольшее внимание было уделено целому спектру проблем, среди которых: повышение уровня цифровой грамотности, развитие межправительственного, международного и регионального партнерства в области развития ООР, введение оценки и учета результатов ООР в образовательных программах, недостаток исследований в области ООР, качество контента и создание механизмов контроля качества, развитие информационно-коммуникационных технологий и искусственного интеллекта и их применения для усовершенствования ООР и ряд других.
Дальнейшее развитие и перспективы
Утвержденный документ, содержащий рекомендации экспертов, далее будет рассмотрен и принят на предстоящей 40 конференции ЮНЕСКО, которая пройдет в ноябре 2019 года.
Как подчеркивает Юлия Романенко, для России и ведущих университетов страны, в том числе Университета ИТМО, развитие ООР является одним из приоритетных направлений, так как дает возможность продвигать образование на глобальном уровне, а также обмениваться опытом и лучшими практиками с большим пулом международных партнеров.
«Развитие стратегии ООР позволяет сделать образовательные ресурсы стран более открытыми и доступными. На глобальном уровне рекомендации предполагают, что все большее количество людей смогут получить образование бесплатно на открытых образовательных ресурсах в том формате, который удобен учащимся. И наконец, второй очень важный момент заключается в том, что пока между государствами нет открытой политики в области образования, стороны очень редко делятся своими разработками и методологиями. Поэтому эта встреча может стать импульсом к большей открытости и развитию кооперации между странами в области развития открытых образовательных ресурсов. Мне удалось познакомиться с большим количеством зарубежных экспертов, которые заинтересованы в сотрудничестве и обмене опытом», — резюмирует Юлия Романенко.