Ирина Шмелева, руководитель Лаборатории устойчивого развития городов, ординарный доцент Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО
Расскажите, пожалуйста, про этот всероссийский конкурс.
«Большие вызовы» — это проект образовательного центра «Сириус» в городе Сочи, который был создан образовательным фондом «Талант и успех» на базе Олимпийских объектов и инфраструктуры по инициативе Президента РФ. Для участия в конкурсе школьник должен выбрать одно из 12 направлений – например, генетику, когнитивные исследования, нанотехнологии или умный город. Затем для отборочного этапа создать проект, в котором будут отражаться актуальные проблемы этой отрасли и возможные пути решения. Весной экспертное жюри отбирает лучшие исследовательские работы со всей страны, проводит с кандидатами интервью и приглашает победителей этого этапа в Сочи, где школьники в течение трех недель посещают лекции, знакомятся с компаниями и университетами, а также работают над другими проектами в команде из 7-8 человек под руководством представителя компании или университета, которые предложили к разработке эту идею.
Летом 2019 года сотрудники ИТМО участвовали в «Больших вызовах» в Сочи?
Да, Институт дизайна и урбанистики был приглашен курировать направление «Умный город», в рамках которого шла разработка пяти проектов. Вместе со мной в команде ИТМО работали выпускник магистратуры ИДУ, аспирант Артем Шиян, выпускник магистратуры Артем Конюхов и магистрант Полина Крийзо, которые приезжали в Сочи на три недели в качестве руководителей детских проектов. Кроме этого, так как ИТМО является университетом-участником этого конкурса, мы также разрабатывали свои предложения по проектам школьников. Институт дизайна и урбанистики предложил два проекта для разработки в течение смены в «Сириусе»: «Комплексный анализ городских территорий, основанный на методе онтологического проектирования базы знаний» и «Согласованный программный интерфейс умного города».
Всего в нашем направлении было 37 школьников из разных регионов России, которые были разделены на пять команд, — два проекта были от Университета ИТМО, соответственно, их курировали наши сотрудники. Оставшиеся три проекта были от Департамента информационных технологий Правительства Москвы, компании «Сибур» и «Росатом». Но мы не только помогали ребятам с исследовательской работой, но и прочитали ряд лекций во время этой смены, чтобы у детей был актуальный контекст тех городских проблем, с которыми они соприкасаются. На мой взгляд, этот конкурс стал хорошей школой и для молодых сотрудников университета, потому что они действительно приобрели ценный педагогический опыт, а также навыки в организации командной работы.
Когда вы получили предложение провести мастер-классы и лекции для школьников Санкт-Петербурга?
Смена «Больших вызовов» в «Сириусе» закончилась в июле, а в конце августа «Академия Талантов» в Санкт-Петербурге предложила принять участие в первом подготовительном этапе конкурса следующего года.
То есть вы занимались с потенциальными участниками следующей летней смены?
Все верно. Наша работа была построена так, чтобы школьники, которые интересуются проблемами современного городского развития, смогли больше узнать об этой сфере и найти в ней для себя идею для исследовательского проекта.
После 9 дней интенсивного обучения продолжите ли вы поддерживать проекты ребят?
Да, мы останемся экспертами, с которыми школьники смогут консультироваться по своей работе. У организаторов «Больших вызовов» достаточно грандиозная задумка: они хотят, чтобы дети участвовали в реально существующих проектах, выполняя часть от большой настоящей работы. Именно поэтому этот конкурс так интересен крупным компаниям и университетам как площадка для знакомства с перспективными школьниками и будущими студентами. В классическом варианте подготовки участников конкурса в регионах наши функции отдаются учителям, но не все они погружены в тематику «Умного города», в проектную деятельность, поэтому «Академия Талантов» попросила нас продлить сотрудничество с ребятами.
Иван Гладиборода, начальник отдела по работе с одаренными детьми «Академии Талантов»
Курс «Живой город» длился 9 дней, на площадке мы собрали более 30 школьников 9-11 классов, которым интересно принять участие в «Больших вызовах». Дети работали в шести командах по 5-6 человек, с большой вероятностью таким же составом они смогут продолжить работу над своими проектами. У них были такие активности, как мастерская дизайн-мышления, где ребята проектировали малые архитектурные формы, теоретические лекции, а также воркшопы по soft skills: целеполагание, общение, коммуникация, самопрезентация и другие. Далее на протяжении нескольких месяцев вплоть до подачи заявки на «Большие вызовы» со школьниками будут работать эксперты: дистанционно консультировать для подачи заявки на всероссийский научно-технологический конкурс по направлению «Умный город».
Программа «Большие вызовы» — это не только интенсивный курс по теоретической и проектной деятельности для школьников из Москвы и Санкт-Петербурга, но и возможность проявить себя для ребят из регионов. В 2019 году в Сочи были представлены работы учащихся из 80 регионов России. Кроме этого, победители каждой номинации получают дополнительный бонус к ЕГЭ — эти баллы должны помочь будущим абитуриентам поступить именно в тот вуз и на то направление, которое им действительно интересно.
Это была только первая проектная сессия — до декабря школьники с разными предпочтениями в науке смогут посетить и другие программы по направлениям: Big Data, персонифицированной медицине и нанотехнологиям.
Полина Крийзо, соруководитель проекта, магистрантка Университета ИТМО
Для меня опыт работы на смене в «Сириусе» остался в памяти не просто тремя неделями кураторства над «какими-то там детьми» и работой над каким-то абстрактным проектом. Все было всерьез: реальные задачи и по-настоящему заинтересованные ученики, готовые превращать свои обширные знания в конкретный результат. За все время проектной деятельности мы с ребятами стали настоящей командой, которая занималась тем, чем нравилось, с пользой для себя и общества. Я старалась быть полезной им, а они, сами того не осознавая, учили меня. Ребята тренировали мои навыки управления командой, дипломатии, умения мотивировать, воодушевлять, слушать, понимать их, шутить. В «Сириусе» я также повстречала множество коллег-единомышленников, с которыми было приятно общаться не только на серьезные профессиональные темы, но и просто говорить об актуальном – например, о дельфинах в море, солнце, горных пейзажах, походе на каток или о футбольном матче «Зенит-Сочи». Я благодарна Институту дизайна и урбанистики за порученную командировку и считаю минувший июль одним из самых продуктивных месяцев этого лета. Вернулась с багажом опыта, идеями и силами для новых проектов!