В финал прошли шесть команд, по мнению менторов, подготовившие лучшие проекты — по одному на каждую из заданных в начале зимней школы тем: «Коронавирус Plague Inc», «Роевые роботы — интеллект и не только», «Хотим жить на чистой Земле», «Музей 21 века», «Вынесем космический мусор», «Активно трудимся всю жизнь».
В финале ребята должны были рассказать о своем проекте, его преимуществах и возможностях реализации в 4-минутном питче. За тройку победителей голосовали сами участники Зимней школы. Отдельно была награждена команда, которую отметили менторы.
Третье место заняла команда с проектом «Paperversity — новый взгляд на процесс переработки бумаги». Ребята подняли актуальную тему: студенты и преподаватели расходуют очень много бумаги на распечатки документов, курсовых, дипломных и других письменных работ. Университет тратит огромные средства на закупку бумаги, а студентам приходится раскошеливаться на услуги печати. Сейчас вуз направляет всю макулатуру на перерабатывающие заводы, откуда она отправляется в магазины в виде бумаги, затем снова закупается университетом — и так по кругу. Это крайне невыгодно, неэкологично и непродуктивно. Предложенный студентами вариант — оборудовать пункт сбора и переработки в самом университете, где бумага очищалась бы от краски по упрощенной и более экологичной технологии и возвращалась обратно на письменные столы.
Второе место завоевала команда, разработавшая модель компактных роботов для поиска людей под завалами. Согласно статистике, за 2019 год в России произошло 260 случаев обрушения зданий, самым массовым стал взрыв жилого дома в Магнитогорске, при котором пострадало 54 человека. Спасательные работы тогда длились долгих четыре дня. Проблема поиска людей в таких случаях заключается в сложных условиях, больших территориях поиска и несовершенстве имеющейся у МЧС поисковой и спасательной техники. Поэтому ребята придумали проект автономных малогабаритных роботов, оснащенных различными типами датчиков: радиолокатором, инфракрасным датчиком, анализатором воздуха, микрофоном и видеокамерой, что обеспечило бы комплексный подход к поиску людей. Благодаря слаженной работе и непрерывной связи друг с другом, сервером и спасательным пунктом такой рой роботов позволил бы обнаруживать, а значит, и спасать людей гораздо быстрее.
Победителем стал проект «GlassArt» — технология, помогающая лучше понимать искусство. Опрос, проведенный среди посетителей Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в 2019 году, показал, что людям не хватает VR/AR технологий и виртуальных помощников. Ребята из команды «GlassArt» соединили две эти потребности и предложили очки дополненной реальности, которые, во-первых, акцентировали бы внимание зрителей на отдельных элементах картины и отображали бы пояснительный кураторский текст, а во-вторых, еще оживляли бы некоторые картины с помощью нейронных сетей. Главная миссия проекта — не только повышение интереса к музеям и искусству в целом, но и развитие российских VR-технологий. Такая технология смогла бы заменить традиционные музейные аудиогиды и мобильные приложения за счет удобства и лучшего вовлечения пользователей.
По словам участников команды-победителя, зимняя школа в Университете ИТМО запомнилась им как атмосферой, так и занятиями, где они смогли прокачать свои навыки подготовки презентаций.
«Самое главное, чему нас научили — делать презентации и готовить выступления. Это очень полезно. Одним из самых важных скиллов является умение разговаривать и показывать себя. Мы целиком посвятили этому один из дней, да и вся эта работа, по сути, была нацелена на то, чтобы мы научились презентовать себя, свой продукт и свое решение. Я уверен, что это еще не раз нам пригодится», — говорит Илья Ильяшенко (Барнаул), трек «Большие данные».
«Конечно, победа — это непередаваемые чувства, эмоции зашкаливают. Мы все мечтали об этом и думали, как бы этого достичь. Впечатления от школы крайне положительные и приятные, нам всем здесь понравилось. Организация очень хорошая», — отмечает спикер команды Евгений Розанов (Санкт-Петербург), трек «Робототехника».
Отдельного внимания удостоилась команда с проектом «(Не)Умный спутник» — она была отмечена менторами. В данный момент на орбите Земли циркулируют около 15 тысяч спутников, через четыре года эта цифра удвоится. Все они не только сами по себе засоряют космическое пространство, но еще и постоянно ломаются, взрываются, выходят из строя и теряют свои части. Умный модуль, предложенный ребятами, крепится на спутник перед его запуском, чтобы во время эксплуатации считывать и анализировать информацию о работоспособности и общем состоянии спутника и предсказывать возможную дату его поломки. Модуль способен и автоматически утилизировать поврежденный спутник. Проект вполне реализуем и перспективен, прямых конкурентов, по словам разработчиков, у него нет.
В заключение всех участников и финалистов Зимней школы поздравил региональный директор блока технологий Сбербанка Александр Захожий.
«Я имею честь представлять блок “Технологии” Сбербанка. Этот блок отвечает за разработку, внедрение и сопровождение инновационных решений, коих в банке великое множество. Нас 35 тысяч, из них 12 тысяч только разработчиков. В Петербурге — две тысячи. И цифра эта будет неуклонно расти. Нашей целью является стать одной из лучших технологических и финансовых компаний в мире, — сказал он. — Я поздравляю всех победителей и всех участников. Это та история, когда победить не так важно. Важно побыть здесь, в этой атмосфере, познакомиться друг с другом, представить совершенно безумные проекты — а чем безумнее, тем на самом деле интереснее».