Лаура Родригез — выпускница магистерской программы «Искусство и наука», художница и биотехнолог, специалист в области микробиологии. Сейчас Лаура читает лекции в ИТМО и занимается интердисциплинарными исследованиями в сфере искусства и микробиологии.
В своей открытой лекции она рассказала слушателям о том, что такое биоарт, какие основные направления в нем существуют, какое отношение он имеет к политике, моде, социальному активизму и науке.
«Для меня эта лекция была своего рода челленджем, потому что слушатели были не из сферы Art&Science, и поэтому было важно в доступной форме донести до них основные понятия и идеи биоарта, — рассказывает Лаура Родригез. — Считается, что и наука, и искусство — это что-то такое элитарное, но на самом деле они непосредственно относятся к самой сути человеческой жизни. Я считаю, что необходимо всегда быть в курсе того, что нового происходит в мире, и думаю, что выпускникам полезно узнать о таком направлении, как Art&Science — о котором они, возможно, никогда до этого не слышали. К тому же, мы, как выпускники одного вуза, являемся членами одной команды, и наша задача — расти вместе и обмениваться нашими знаниями друг с другом».
Идея провести открытый лекторий появилась в рамках концепции ITMO.Family по принципу «выпускники — выпускникам». В коворкинге «Ясная поляна» собралось сильное комьюнити выпускников, заинтересованных в тесном взаимодействии с университетом — в том числе в качестве площадки для проведения образовательных и тематических встреч.
«Мы гордимся тем, что многие выпускники ИТМО выбирают наш коворкинг для реализации своих проектов. Комьюнити ИТМО очень разнообразно: от инженеров робототехники до разработчиков приложений. Собирать студентов вместе и после выпуска из вуза — очень важно и для обмена опытом, и для поддержания комьюнити. Тем более лекции от ИТМО — это интересная информация, расширение кругозора и философия постоянного развития. Мы будем только рады и в дальнейшем принимать выпускников ИТМО на своей площадке», — комментирует Марина Архипова, PR-директор коворкинга «Ясная поляна».
Лекция Лауры Родригез — лишь одно из немногих событий в разнообразной программе мероприятий, организованных Центром организации творческих и корпоративных проектов (подробнее можно прочитать в материале ITMO.NEWS).
«Выпускники уже активно взаимодействуют с ИТМО: выступают в качестве спикеров на деловых и научных мероприятиях, становятся менторами для студентов и нашими партнерами в различных проектах. Однако мы рады, что сейчас это взаимодействие идет дальше и сотрудничество складывается не просто между выпускниками и университетом, но между самими выпускниками. Со своей стороны университет рад содействовать таким коллаборациям, ведь среди выпускников много успешных профессионалов и талантливых ученых, а такие совместные проекты позволяют раскрыть и усилить их потенциал», — комментирует Людмила Цой, менеджер Центра организации творческих и корпоративных проектов.
Суть биоарта
Многие думают, что биоарт — это какое-то новое направление, но на самом деле его следы можно найти в искусстве 30-х годов прошлого века. Первый организм, экспонированный в музее — это растение Дельфиниум, он был частью инсталляции в музее МОМА в 1936. А первая картина, нарисованная бактериями, была выполнена Александром Флемингом — изобретателем пенициллина.
Еще более часто люди думают про биоарт скорее как про bio-craft — рисованием картин с помощью бактерий. Но это совсем не так.
«На самом деле биоарт — часть движения современного искусства. Искусство всегда рефлексирует изменения в обществе и отображает современность. Как высказался Джо Дэвис, ученый и один из ключевых фигур направления Art&Science, биоарт — это форма современного искусства, которая происходит из научных методов биотехнологий для того, чтобы исследовать живые системы как субъекты искусства. Интердисциплинарные биоарт-инициативы размывают границы между искусством и современной биологии с упором на философскую, социальную и экологическую проблемы», — объясняет Лаура Родригез.
Главная цель биоарта — дать зрителю возможность посмотреть на обыденные вещи с совершенно новой точки зрения и перспективы. Например, от лица микробиома, населяющего наши тела, или с точки зрения рептилий, чье зрение работает в инфракрасном диапазоне, и для которых мы выглядим просто светящимися объектами. Ну и конечно, цель биоарта — дать высказаться другим живым существам, которых мы привыкли не замечать, не чувствовать и не слышать.
Например, известный современный художник Эдуардо Кац в своем проекте «Genesis» закодировал стих из Библии в последовательность ДНК и имплементировал эту информацию в бактерию. За время экспонирования объекта в музее бактерия успела размножиться до целой колонии и в процессе деления — отредактировать свою ДНК. Так что, расшифровав ДНК последних поколений из этой колонии, художник увидел уже новую вариацию первоначального стиха. Таким образом, бактерия стала соавтором произведения.
Направления биоарта
Современные исследователи выделяют несколько направлений. Биотематическое искусство включает произведения, выполненные в классической манере, например, живопись или скульптура, но осмысляющие биологические явления. Биомедиа непосредственно используют бактерии, части живых организмов, элементы ДНК, биотехнологии при создании произведений искусства — часто в сочетании с робототехникой, искусственным интеллектом, IT.
Наконец, биоактивизм вдохновляется биотехнологиями и использует их, чтобы делать политические, экономические и экологические высказывания.
Интересно, что некоторые технологии, придуманные как художественный проект, в дальнейшем начали активно использоваться в производстве и промышленности.
Например, Джо Дэвис модифицировал личинку тутового шелкопряда, после чего она начала производить шелк, способный впитывать в себя различные металлы — таким образом у художника получилась настоящая золотая нить из сказок.
Теперь эту и подобные технологии применяют производители одежды — например, компания Bolt Threads специализируется на создании искусственной кожи из мицелия грибов, искусственного шелка из протеинов — в том числе и золотых нитей. А компания Ginkgo Bioworks используют бактерии для окраски тканей — причем рисунок создается самими бактериями, практически без участия человека.
Биоарт как взгляд в будущее
Чаще всего биотехнологии представляются авторам как предвестники будущего — действительно, современные тенденции таковы, что человечество постепенно отказывается от практик производства, при котором страдают другие живые существа, — и ищут альтернативы. Например, известные сети ресторанов инвестируют в разработку искусственного мяса, индустрия моды экспериментирует с тканями из комбучи, а парфюмеры пробуют использовать бактерии для создания духов, вместо того, чтобы уничтожать для этого целые плантации цветов.
На лекции Лаура рассказала и о своем проекте, который непосредственно связан с новыми условиями человеческого взаимодействия в условиях пандемии. В данный момент она занимается разработкой одежды из бактериальной целлюлозы, которая реагирует на свет и генерирует электрические импульсы, которыми в теории люди могут обмениваться на расстоянии, имитируя касания.
То, что когда-то казалось сказкой и вымыслом (как те же золотые нити) сейчас вполне может быть воплощено в реальность. Например, в конце 1990х ― начале 2000х большую сенсацию наделал фосфоресцирующий кролик по кличке Альба, созданный в коллаборации Эдуардо Каца и генетика Луи-Мари Удебина. Существовал ли генно-модифицированный светящийся в темноте кролик на самом деле — доподлинно неизвестно, но в любом случае этот акт искусства расширил представления человечества о возможном и невозможном.
Даже если он никогда не существовал, в уже наступившем будущем, где люди научились редактировать геном человека и клонировать живых существ, такие технологии уже не воспринимаются как нечто экстраординарное.