В проекте приняла участие аналитик Центра научной коммуникации Университета ИТМО Екатерина Логинова — она помогала с позиционированием на рынке и коммуникационными стратегиями, а также с продвижением выставки. Последнее особенно важно, ведь проект реализован на деньги самих участников команды, без привлечения помощи государственных институций и грантовых средств.
Мы поговорили с Екатериной и куратором выставки Николаем Севастьяновым о концепции экспозиции, ее посыле и о том, как показывать науку красиво и делать ее интересной для широкого зрителя.
Материал с низкой аттрактивностью
Идея экспонировать археологические объекты новым, современным способом, пришла к Николаю Севастьянову около четырех лет назад. Несколько лет ушло на создание команды — в нее вошли как коллеги и сокурсники Николая с кафедры археологии СПбГУ, так и знакомые архитекторы, дизайнеры, художники.
Достаточно большое время занял подготовительный этап: разработка макетов, продумывание концепции экспозиции, создание постаментов и написание сопроводительных текстов.
Сами экспонаты — копии реальных предметов каменного века — были заказаны у флинтнепперов, профессиональных мастеров по изготовлению каменных орудий. Изделия выполнены мастерами с мировым именем, в том числе зарубежными: например, кремниевый кинжал привезен из Дании, а обсидиановый серп — из Армении.
Первые выставки проходили в обычном гараже на Васильевском острове, арендованном специально для этой цели Николаем Севастьяновым. По его словам, это была, своего рода, репетиция предстоящей выставки и тестирование формата, а номер гаража подарил команде название — «Музей №7».
«Мы все успели поработать в музеях, пройти археологическую практику в Эрмитаже и понять, что там очень скучно. Сами сотрудники Эрмитажа признавались нам: “Археологический материал обладает низкой степенью аттрактивности, на него просто неинтересно смотреть”. Мы подумали, что дело не в самой экспозиции, а именно в ее подаче. Особенно это касается каменного века — что в Эрмитаже, что в зарубежных музеях он одинаково уныло показан. Мы решили сделать по-своему: сняли гараж на Васильевском острове, сделали из него мини-музей, красиво оформили, позвали знакомых археологов прочитать лекции», ― рассказывает Николай.
Артефакты из мира фэнтези
Как объясняет Николай, главная идея была в том, чтобы вернуть объектам древнейшей истории человечества ореол магии, волшебства и таинственности. Команда провела соцопрос среди людей в возрасте от 14 до 35 лет, в котором респондентов просили нарисовать первое, что придет в голову при слове «археологический артефакт». В итоге получились эскизы парящих кристаллов, мечей в камне, раскаленных кинжалов в кипящей лаве — словом, классические образы из фэнтези, компьютерных игр и фильмов. Именно такая подача и была реализована в выставке.
«Мы подумали, что создатели этих образов в фильмах, играх — они же вдохновлялись какими-то реальными вещами, археологическими объектами. Так что мы решили вернуть эту эстетику обратно в музеи. Антураж нашей выставки настраивает посетителя на общение с вещью, создает ощущение соприкосновения с артефактом, которое есть в фантастике. Это детское ощущение чуда и таинственности, которое, безусловно, присутствует в археологии. Одним словом, мы верим, что дело не в материале, а в том, как его показывать. Этим вещам нужно помочь раскрыться», — комментирует Николай.
Do it yourself
Помимо уникального способа экспонирования — когда каждому объекту выделена своя комната, а постаменты тематически оформлены художниками и дизайнерами по свету — иммерсивность выставки достигается и интересным кураторским текстом.
Помимо информационной справки для каждого была написана небольшая зарисовка из жизни человека каменного века — при этом авторы опирались на подтвержденные документальные источники. Сами же объекты помещены в антураж, соответствующий их назначению или происхождению.
Например, серп из обсидиана — копия найденного в Мезоамерике артефакта, используемого при сборе урожая — окружен световой инсталляцией, имитирующей маисовое поле. А наконечник Кловис из Северной Америки демонстрируется на вершине искусственного вулкана ― ведь обсидиан, по сути, представляет собой затвердевшую лаву.
За воплощение всех этих решений в основном отвечали архитекторы и художники Анастасия Директоренко и Татьяна Корнева — они внесли самый большой вклад в визуальную составляющую выставки. При этом в ход шли самые неожиданные материалы, например, вместо дорогих музейных перегородок использовались окрашенные в черный цвет коробки. А для создания световых инсталляций были куплены вполне обычные светодиоды.
«Важнее не то, что это выставка do it yourself, а то, каким языком кураторы пытаются разговаривать с аудиторией. Как они используют свет и музыку, создавая в зале нужную атмосферу. Это, скорее, демонстрация того, как при большом желании можно сделать культурный проект без спонсорской помощи, без поддержки больших культурных институций. То, как ловко использованы для экспонирования совершенно неожиданные материалы, показывает, что при финансовых вложениях извне эта выставка могла бы быть еще более эффектной», — рассказывает Екатерина Логинова.
Признание общественности
Несмотря на то, что ребятам не получилось заручиться поддержкой музеев и государственных институций, выставка привлекла довольно большое общественное внимание: о ней написал один из крупнейших научно-популярных порталов «ANTROPOGENEZ.RU», а студия «Две дорожки» бесплатно подготовила серию подкастов-аудиогидов.
В образовательной программе, сопровождающей выставку, приняли участие преподаватели СпбГУ и научные сотрудники Института истории материальной культуры РАН. А мультипликационный фильм, созданный командой проекта при участии экспертов по каменному веку, привлек внимание вузов: теперь его будут показывать студентам-археологам в Уральском федеральном университете.
Сейчас у «Музея №7» есть несколько готовых концепций, монтируется выставка в музее артиллерии. В планах команды — поработать с другими сложными для экспонирования объектами, например, палеонтологическими. При этом цели именно нести науку в массу у организаторов нет. Скорее, есть желание показать, насколько она может быть захватывающей, увлекательной и удивительной.
«Популяризация науки через музейные выставки — это достаточно трудноизмеримый показатель. Чтобы понять, изменилось ли что-то в головах у посетителей, мы должны замерять их знания на входе и выходе с выставки. Мне кажется, что в этом проекте важнее не популяризация как некая цель, а то, что ребята отважились показывать археологию "неклассическим" способом, вытащив древние каменные орудия из пыльных музейных витрин», — заключает Екатерина Логинова.
Выставка «Камни предков» открыта до 22 ноября в Музее Связи им. А.С. Попова, Почтамтский пер. 4. Время работы с 10.30 до 19.30.