Основу ОС-2022 составляет код Университета ИТМО: V+F+SS+PS, где V означает values (ценности), F — fundamental (классическая и дополненная фундаментальность), SS — Soft Skills («надпредметные» компетенции), PS — Professional Skills (профессиональные компетенции).
Рамку образовательной программы, в том числе набор компетенций, которыми будет обладать выпускник, проектирует руководитель ОП с учетом развития рынка труда, тенденций мирового научно-технологического развития и консультаций с ведущими работодателями отрасли. А вот возможность «донастроить» ОП под персонализированный запрос смогут сами студенты уже после 1 семестра обучения.
Работа над концепцией новых ОС велась больше года, в ней принимали участие более 300 человек ― представители всех структурных подразделений университета и Совета обучающихся.
«Это качественно новый итог работы большой команды, направленный на реализацию очень персонифицированного образования, основанного на ценностях ИТМО», ― подчеркнул ректор университета Владимир Васильев.
Что нового и интересного предложено в ОС-2022?
ОС-2022 разработаны едиными для каждого из образовательных уровней (бакалавриата и магистратуры) ― то есть образовательных стандартов всего два.
Новые образовательные стандарты опираются на ОС-2018 и создают условия для социально-личностного и профессионального развития студента через персонализацию высшего образования.
Новые образовательные программы бакалавриата, спроектированные на основе ОС-2022, будут представлять для обучающихся образовательный граф, который связывает дисциплины, модули, майноры, факультативы и другие виды деятельности. Результатом освоения ОП станет персонализированный набор компетенций выпускника ИТМО.
Для студентов магистратуры образовательная программа, спроектированная на основе ОС-2022, является профессиональной траекторией, которая персонализируется с учетом личностных и профессиональных запросов, способствует формированию специалиста с уникальным набором компетенций (soft и hard skills) и гарантирует то, что после окончания университета ему не придется дополнительно адаптироваться к профессиональной деятельности.
Новые ОП бакалавриата и магистратуры можно реализовать в онлайн-, офлайн- или смешанном форматах, а также проектировать их как самостоятельно (то есть непосредственно Университетом ИТМО в лице руководителя ОП и его команды), так и в сетевой форме с привлечением ресурсов партнеров ― зарубежных и российских университетов, научных институтов и компаний.
Усиливается компетентностная модель выпускника ИТМО (она отображает тот результат образования, который студент должен получить после успешного завершения обучения). Ключевые и надпредметные компетенции закреплены в ОС, профессиональные компетенции каждый руководитель ОП формулирует сам. В новых ОС было обновлено содержание ключевых компетенций, где теперь нашли отражение сфера искусственного интеллекта, профессиональная этика и тема самоопределения (эти понятия отражены в формулировках ключевых и надпредметных компетенций и их индикаторах).
В ОС-2022 появляются новые понятия и смыслы образовательного процесса:
Майнор ― модуль, который направлен на формирование дополнительных компетенций в области знаний, отличной от области и (или) сферы профессиональной деятельности образовательной программы. Освоение майнора может свидетельствовать о приобретении дополнительной квалификации.
Учебная аналитика ― данные об опыте обучающегося, в том числе образовательном, механизмы их сбора и анализа, а также сервисы для предоставления этих данных студентам. Учебная аналитика помогает обучающимся выстраивать персонализированную образовательную программу.
Усиливается роль факультативных модулей (дисциплин) в структуре ОП. К факультативным модулям и дисциплинам относятся общеуниверситетский банк факультативных дисциплин, банк факультативов ОП, адаптационный факультатив для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, адаптационные дисциплины для выравнивания уровня подготовки (математика, физика, иностранный язык и другие).
Какие возможности новые образовательные стандарты открывают для студентов и преподавателей?
Студентам новые ОС предоставляют более широкие возможности для формирования индивидуальной образовательной программы. Основными механизмами персонализации выступают:
- банк образовательных продуктов (как от ИТМО, так и от партнеров университета). К образовательным продуктам относятся дисциплины, модули, майноры, онлайн-курсы, программы дополнительного профессионального образование и другое;
- банк факультативов;
- учет опыта, полученного на мероприятиях за рамками ОП (студенческие олимпиады, конкурсы, научные конференции и так далее);
- рекомендательная система учебной аналитики;
- институт эдвайзеров (академических консультантов, которыми будут выступать бакалавры, магистранты и аспиранты, прошедшие соответствующее обучение и отбор). Если рекомендательная система ― это цифровой инструмент сопровождения студента, то эдвайзер ― «человеческий». Этот механизм предполагает возможность посоветоваться, получить консультацию о выборе своего дальнейшего образовательного пути.
Таким образом, студент сам строит свою программу из доступных образовательных продуктов.
Для преподавателей и руководителей образовательных программ ОС-2022 открывают новые инструменты и модели проектирования и реализации ОП:
- руководители ОП совместно с обучающимися определяют срок получения образования по индивидуальной ОП;
- руководители ОП самостоятельно выбирают профессиональные области и сферы для определения профессиональных компетенций, а также утверждают планируемые результаты освоения ОП по дисциплинам и индикаторы достижения профессиональных компетенций;
- руководители ОП после анализа рынка труда, бенчмаркинга, запросов целевой аудитории формулируют результаты освоения ОП и выстраивают модель ОП, предлагаемую для поступления.
Чтобы сформировать у студентов ИТМО ключевые и надпредметные компетенции, руководители общеуниверситетских модулей вместе со своими командами как центры компетенций предлагают разнообразные модели реализации модулей. В этих моделях заложена вариативность уровня сложности, содержания, времени и темпа освоения материала студентами. Руководители образовательных программ могут воспользоваться как базовыми моделями общеуниверситетских модулей, так и запросить уникальное решение под цели и задачи своей программы.
Какие вызовы ставит перед университетом введение новых ОС?
Образовательные программы Университета ИТМО становятся максимально персонализированными. В них закладываются условия для расширения и углубления профессиональных компетенций студента, развития надпредметных навыков. Поэтому обучающемуся, поступившему на образовательную программу, важно понимать её специфику, знать все возможности, которые в ней заложены, и активно ими пользоваться.
Введение новых ОС и закрепление за обучающимся права выстраивать индивидуальную образовательную программу предполагает пересмотр всех бизнес-процессов в университете с упором на их цифровизацию и оптимизацию ― это затрагивает каждого сотрудника и потребует от него максимальной отдачи и проактивной позиции для решения глобальных задач.
Когда планируется осуществить переход на новые ОС?
По новым ОС будут учиться студенты бакалавриата и магистратуры 2022 года приема. Обучение студентов остальных курсов будет осуществляться на основе действующих стандартов.
Как новые образовательные стандарты отвечают задачам программы «Приоритет-2030»?
Новые ОС-2022 способствуют развитию идеи образования-пазла, так как образовательные программы будут «собираться» из различных образовательных продуктов ИТМО и партнеров, в том числе в онлайн-формате. В тоже время они обеспечивают возможности реализации и развития стратегического проекта «Очень персонифицированное образование, основанное на ценностях» Университета ИТМО.
Помимо этого, ОС-2022 создают среду для развития Университета счастья (well-being), где развитие получат новые проекты и ценности (персонифицированные траектории личностного и профессионального развития обучающихся и сотрудников университета, развитие юридической и финансовой грамотности у студентов и сотрудников, практики осознанности (mindfulness) и другое).
Департамент образовательной деятельности ИТМО