Soft Skills ― это большой комплекс навыков, значительная часть которых связана с коммуникацией, хотя есть и те, которые касаются выстраивания рабочего процесса и повышения собственной производительности. Как наладить отношения с коллегами, если они не складываются? Как сделать презентацию, если вы боитесь выступать публично? Как эффективно выстраивать работу в команде? Soft Skills призваны помочь решать эти проблемы (подробнее об этом можно также прочитать в наших карточках).

«Мягкие» навыки пригодятся не только в будущей карьере, они будут полезны и в процессе обучения ― например, Soft Skills помогут студенту адаптироваться в новой для него обстановке, наладить взаимоотношения с однокурсниками, обучиться навыкам организации собственного времени, отмечают разработчики блока Soft Skills в Университете ИТМО.

При создании блока дисциплин его авторы сразу же нацеливались на практические занятия, где студентам предстояло бы в живом общении с преподавателем и сверстниками вырабатывать в себе навыки работы в команде, лидерские качества, умение взаимодействовать с окружающими.

Бакалавриат

Студенты Университета ИТМО
Студенты Университета ИТМО

В ИТМО развитие «мягких» навыков является обязательной частью программы как в бакалавриате, так и в магистратуре. Студенты начинают осваивать дисциплины модуля уже с первого курса бакалавриата, в течение обучения им доступны несколько курсов:

  • Коммуникации и командообразование

Сегодня практически все сферы человеческой деятельности ― от науки до бизнеса ― связаны с работой в группе. Поэтому уже во втором семестре студенты проходят курс «Коммуникации и командообразование», подготовленный вместе экспертами из области бизнес-коммуникации, психологами, HR-специалистами и профессиональными педагогами.

Курс состоит из восьми модулей, каждый модуль посвящен реальным проблемам, с которыми молодые люди сталкиваются во время учебы и с которыми им предстоит иметь дело в профессиональной жизни. В частности, речь идет об этике общения в соцсетях, токсичном общении, гармоничной работе в команде и распределении ролей в проектах.

  • Публичные выступления

Мало достичь результата в учебе, исследовании или разработке нового продукта, его также надо правильно представить. Поэтому следующий семестр посвящен технике публичных выступлений. На этом курсе студентов учат работать с аудиторией, справляться со страхом публичных выступлений. Отдельно разбираются особенности живых презентаций, выступлений через интернет, представления доклада и прохождения собеседований.

  • Специальные навыки

После освоения этих курсов, перейдя на третий курс бакалавриата, студенты получают возможность выбрать один из пяти предметов, который поможет подтянуть какой-то из более специальных навыков. Например, курс «Креативное мышление и командная креативность» посвящен тому, как развить в себе способность смотреть на вещи нестандартно. Для тех, кто не справляется с потоком задач, есть курс «Личная эффективность и управление временем».

Если студент хочет лучше научиться управлять эмоциями, он может выбрать курс «Социальный и эмоциональный интеллект». Отдельные курсы предусмотрены для тех, кто хочет прокачать критическое мышление и навыки сторителлинга.

Магистратура

Студенты Университета ИТМО
Студенты Университета ИТМО

В магистратуре студенты получают возможность приобрести новые, более продвинутые навыки. Магистратура Университета ИТМО готовит исследователей, сотрудников для корпоративных партнеров вуза и будущих предпринимателей. Это определяет специфику курсов, которые могут изучать студенты.

Сейчас на выбор будущим магистрам ИТМО предлагается шесть дисциплин, из которых надо выбрать одну. Половина курсов проходит на русском языке, а половина ― на английском, специально для тех, кто хочет прокачать умение общаться с иностранными партнерами и коллегами.

  • Курсы на русском языке

Например, помимо курса «Личная эффективность и управление временем», студенты могут выбрать предмет «Деловая и научная этика, организация научных исследований», где молодые ученые получают навыки презентации, подготовки резюме, учатся вести эффективные переговоры, тренируются писать заявки на гранты, придумывать проекты и работать в научных базах данных.

Еще один русскоязычный предмет посвящен эффективному управлению командой. На этом курсе студентов учат разрешать конфликты, мотивировать свою группу на достижение цели, налаживать внутренние связи. Преподавательский состав дисциплины состоит из специалистов с разным профессиональным опытом: это психологи, бизнес-тренеры, а также эксперты из таких компаний, как «Газпромнефтегаз», холдинга «Евросиб», компании «Ниссан», ЛКХП им. Кирова, RedFox Outdoor.

  • Курсы на английском языке

Курс «Emotional Intelligence» посвящен управлению эмоциями и межличностному общению.

Для студентов, которые планирует строить карьеру ученого, специально подготовлен курс «International Research Management Essentials». В ходе освоения курса студенты могут узнать все о подготовке междисциплинарного научного проекта, эффективном общении с командой, особенностях подачи заявок на гранты, постановке задач и основах научной коммуникации.

Те же, кто хочет узнать больше о межличностных конфликтах, переговорах, деловом общении, могут выбрать курс «Negotiation, Influence and Conflict Management».

  • Онлайн

Также студенты и аспиранты могут пройти онлайн-курсы блока Soft Skills. Например, в 2020 году почти 1000 обучающихся Университета ИТМО прошли обучение на онлайн-курсе по Soft Skills «Жизнь в науке: путеводитель молодого исследователя».

Студенты Университета ИТМО
Студенты Университета ИТМО

Лучшие практики

Дисциплины блока Soft Skills в Университете ИТМО ведут профессиональные психологи и бизнес-тренеры, которые специализируются на работе с инновационными компаниями, развитии управленческих навыков, а также готовят начинающих предпринимателей к питчингу перед инвесторами и фондами.

Например, Антонина Федорова является практикующим психологом, уже несколько лет она обучает подростков навыкам публичных выступлений. Также она проводила тренинги по коммуникации для сотрудников музеев и педагогов. Помимо преподавания, она занимается педагогической психологией и пишет научные работы. Антонина Федорова рассказывает, что одной из главных особенностей ее занятий является разбор личных кейсов студентов, что помогает обучающимся понять, как именно они смогут применять полученные навыки на практике.

«Почти на каждом занятии в рамках блока мы разбираем личные кейсы студентов, чтобы они понимали, как они могут применить полученные знания в жизни. Мы часто прибегаем к рефлексивному обучению, где ребята сами анализируют свой опыт, выявляют из него пользу, классифицируют данные и выдвигают теории. Например, они могут проанализировать несколько персон, которых считают лидерами, и выявить нечто общее среди них, чтобы понять, какие критерии лидерства существуют. Также они могут выполнить задание, чтобы составить "формулу эффективной команды" ― для этого студенты могут вспомнить успешный опыт работы в команде и научиться фиксировать его составляющие», ― говорит она.

Антонина Федорова. Источник: социальные сети
Антонина Федорова. Источник: социальные сети

Еще один преподаватель блока ― Марина Казанцева, бизнес-тренер и управляющий партнер тренингового агентства K&D Training. Она работает с инновационными стартапами, готовя начинающих предпринимателей к питчингу перед инвесторами и фондами. На курсе «Креативное мышление и командная креативность» в Университете ИТМО она прорабатывает со студентами кейсы и задачи своих клиентов.

«Мы тренируем применение инструментов креативности на реальных ситуациях, а в конце презентуем результаты перед реальными людьми. Это дает студентам возможность, во-первых, увидеть, как изучаемые нами инструменты работают в жизни и какой эффект они дают, а во-вторых, получить обратную связь от предпринимателей-практиков и окунуться в настоящую рабочую жизнь», ― рассказывает Марина Казанцева.

Марина Казанцева и Мария Ососкова. Источник: mbradio.ru
Марина Казанцева и Мария Ососкова. Источник: mbradio.ru

Бизнес-тренер Анна Паринова почти 20 лет занимается развитием управленческих навыков. Среди корпоративных клиентов, с которыми она работала, такие компании, как «Сбер», «Северсталь», «Ростелеком», «Русагро», ИЛИМ, «Фосагро», «Газпром нефть». На занятиях в Университете ИТМО она помогает студентам научиться оценивать свой опыт, а также находить эффективные стратегии в общении.

«Многие студенты, особенно те, кто только начинает обучаться в вузе, обладают достаточно низкими навыками рефлексии. Они не хотят анализировать свой опыт. Между тем, именно это является основой развития навыка общения и построения отношений. На каждом занятии я стремлюсь развернуть студентов в сторону обсуждения и анализа своего опыта. В том числе это происходит с помощью различных игровых техник, ― рассказывает она.

Анна Паринова. Источник: samopoznanie.ru
Анна Паринова. Источник: samopoznanie.ru

Евгения Шестакова имеет за спиной фундаментальное психологическое образование и опыт проведения бизнес-тренингов. По ее словам, в обучении «мягким» навыкам главное ― не просто передать знание, а дать возможность попробовать, получить обратную связь, поискать варианты, и сделать все это в максимально комфортной атмосфере.

«В этом году после наших занятий на курсе "Личная эффективность и управление временем" сложилось две пары (ребята не знали друг друга до старта курса), 18 человек нашли работу, четверо закрыли долги по учебе, а еще четверо поменяли работу, найдя то, что пришлось по душе. А сколько ребят начали петь, играть на музыкальных инструментах, создали своей проект, написали заявки на гранты и конкурсы! И это только в моих группах», ― рассказывает она.

Есть также среди преподавателей специалисты с большим опытом в различных бизнес-проектах и компаниях. Например, Мария Ососкова проходила стажировку в компании «Балтика», занималась набором персонала для производства автогиганта Toyota, работала в English First. Также она создавала свои собственные образовательные проекты.

Студенты Университета ИТМО
Студенты Университета ИТМО

«Из года в год я с большим удовольствием наблюдаю, как ребята меняются, обретая новые знания и осознанность. Невозможно чему-то научить или донести, если человек этого не хочет. И радостно видеть, как ребята находят достойную работу или стажировку, начинают глубже смотреть на свои приоритеты и оценивать, что они могут сделать лучше, больше. После занятий ребята делились, что есть время на любимое хобби, нашлось время и смелость пройти конкурс или поучаствовать в чемпионате. В конце курса я всегда прошу ребят написать план своего карьерного развития на 3 года (это всего 36 месяцев), и бесконечно радуюсь, что к концу курса это уже понятный план действий, список компаний или курсов, которые нужно пройти», — отмечает она.

Важно, что среди тех, кто преподает студентам «мягкие» навыки, есть и преподаватели профессиональных дисциплин Университета ИТМО. Преподаватель факультета энергетики и экотехнологий Екатерина Тюрикова на своих занятиях помогает разобраться, как написать статью, искать и обрабатывать информацию для написания ВКР, как найти конференцию и сделать доклад, а также подготовить заявку на грантовый конкурс.

Университет ИТМО
Университет ИТМО

«Одним из важных и при этом самых затратных по времени я считаю кейс по поиску подходящих статей в различных базах данных. Со стороны может показаться, что это довольно простой кейс — необходимо лишь ввести ключевые слова и поисковая система предложит множество опций. Однако сам анализ статей и выбор наиболее релевантной информации для исследования требует терпения, подготовки и навыков критического мышления, ― приводит пример Екатерина Тюрикова. ― Наша цель — сделать студентов более самостоятельными и развить в них уверенность в своих силах, поощрять стремление искать нестандартные пути, так как многие обучающиеся стесняются предложить свое видение решения той или иной проблемы в процессе написания научной работы».

Михаил Курушкин
Михаил Курушкин

Занятия по блоку Soft Skills ведет и декан Биотеха Университета ИТМО Михаил Курушкин. Он подготовил интенсивный проектно-модульный курс «International Research Management Essentials», в ходе которого студенты в мультидисциплинарных микрогруппах разрабатывают с нуля идею научного проекта, направленного на решение реальной проблемы.

«Уникальной особенностью курса является набор преподавателей по проектному принципу: это позволяет привлечь к реализации курса действительно экспертный, кросс-континентальный коллектив. Кроме того, формирование микрогрупп, занимающихся разработкой проекта на протяжении курса, происходит на анти-дисциплинарной основе. Мы предлагаем студентам объединиться для решения проблемы, которая их волнует, не принимая во внимание их профессию (образовательную программу, на которой они обучаются), то есть во главу угла ставится именно проект», — говорит он.