Дисциплины блока Soft Skills были введены в общеобразовательную программу с 2018 года, так как это направление уже подтвердило свою актуальность и значимость по всему миру. Университет ИТМО, следуя современным тенденциям образования, реализует более восьми дисциплин блока Soft Skills, содержание которых постоянно совершенствуется и обновляется. Накануне 2019/2020 учебного года специалисты университета поставили перед собой задачу по созданию актуального для современных студентов курса по Soft Skills.

«Вопросы, которые задает себе каждый студент, который хочет заняться наукой, не зависят от области, в которой он работает: “С чего начать? Как написать статью и в какой журнал ее отправить? Как найти деньги на поездку на конференцию? Что делать дальше, когда ты уже на конференции и тебе нужно представить свое исследование крупным ученым со всего мира? И так далее. Чтобы ответить на все вопросы, понадобится не один эксперт, который уже прошел через эти трудности. Поэтому мы собрали в одном курсе сразу 15 специалистов разных областей, чтобы рассказать обо всем в сжатой форме», рассказывает координатор блока дисциплин Soft Skills Наталья Тен.

По словам руководителя онлайн-курса Ольги Ечевской, прежде всего задача курса стать живым и интересным путеводителем, который ориентирует молодого исследователя в мире современной науки. Именно поэтому он включает в себя целый блок вопросов, освоение которых поможет начать погружаться в эту среду:

  • что такое современная наука, и почему успешный ученый не может не выходить из кабинета / лаборатории во внешний мир;

  • какие формы жизни существуют в современной науке, помимо фундаментальных исследований, и как навыки самопрезентации и личной эффективности могут помочь прийти к успеху в науке;

  • как написать статью, которую опубликуют и прочитают те, кто вам нужен;

Фото: ITMO.NEWS

Фото: ITMO.NEWS

  • как рассказать о своей научной деятельности широкой аудитории понятным для нее языком;

  • как строить профессиональную научную карьеру с пониманием правил игры, и чем вам могут помочь рейтинги и другие репутационные системы, которые функционируют в науке;

  • как коммерциализировать свой научный результат и почему важно думать о пользе результатов ваших исследований для общества;

  • на что, где и как можно получить финансирование в форме стипендий, грантов и не только;

  • какие препятствия ожидают молодого ученого на этом непростом пути и какие есть способы их преодоления;

  • какие навыки необходимы для каждой «формы жизни» в науке, где их получить и как прокачать.

Как устроен курс

Открывает курс Дмитрий Мальков, аналитик Центра научной коммуникации Университета ИТМО. Эксперт объясняет, как устроена современная наука и почему ученому сегодня необходимо выходить за рамки собственной лаборатории и узкой дисциплины. Также в этом блоке объясняется, почему сегодня важно не только заниматься исследованиями, но и рассказывать миру о своей работе на понятном языке, привлекать средства на научную работу и ориентироваться на прикладное применение наукоемких технологий.

Михаил Курушкин и Дмитрий Мальков, лекторы курса
Михаил Курушкин и Дмитрий Мальков, лекторы курса

После краткого введения дается информация о том, какие «формы жизни» есть в современной науке. Также начинающим исследователям предлагается освоить ряд базовых навыков. Первый из них — навык подготовки научных публикаций, написания статей. Подробнее об этом рассказывает руководитель Лаборатории Академического Письма Университета ИТМО Инна Анохина. Лаборатория академического письма оказывает помощь студентам, аспирантам, научным сотрудникам и преподавателям Университета ИТМО в написании научных текстов любого вида (статей, презентаций, докладов, эссе, резюме, заявок на гранты), на любом этапе работы над ними на русском и английском языках.

Юлия Романенко, Валерия Лимонова и Инна Анохина, лекторы курса
Юлия Романенко, Валерия Лимонова и Инна Анохина, лекторы курса

В рамках второго модуля Олег Борисов, кандидат технических наук и доцент факультета систем управления и робототехники, автор свыше 100 публикаций, более 40 из которых индексируются в базе данных Scopus и Web of Science, рассказывает об удобном инструменте верстки статей — издательской системе LaTeX. Этот инструмент обязательно пригодится тем, чьи работы содержат большое количество формул.

В третьем модуле представлена информация о том, зачем нужны наукометрические показатели, что такое индекс Хирша и как выбрать журнал, в который лучше отправить свою статью. Даниил Широков, аналитик Центра научной коммуникации, рассказывает о наукометрических показателях, а Илья Куфтырев, директор Центра рейтинговых исследований, помогает разобраться с академической репутацией и с важным инструментом успешного ученого — системой SciVal.

Алексей Минаев, Константин Чухарев и Даниил Широков, лекторы курса
Алексей Минаев, Константин Чухарев и Даниил Широков, лекторы курса

Четвертый модуль курса посвящен личной эффективности. Руководитель дисциплин «Эффективное управление командой» и «Эффективное лидерство, управление конфликтами и командообразование» Юлия Романенко делится своими лайфхаками, которые позволяют совмещать работу и личную жизнь, грамотно планировать свое время, делится навыками работы в команде. Ее коллеги рассказывают о том, как наладить рабочий процесс в распределенной команде и как решать возникающие на пути конфликты и трудности.

Наталья Хохлова, Мария Хузина и Наталья Тен, лекторы курса
Наталья Хохлова, Мария Хузина и Наталья Тен, лекторы курса

В формировании пятого модуля курса – «Самопрезентация» – приняли участие эксперты холдинга «Евросиб» и компании «Knauf industries» Наталья Хохлова и Юлия Манаева. В этом блоке дается информация о том, как представлять себя при приеме на работу, в деловой переписке, в ходе нетворкинга и на публичных выступлениях, собирающих огромные залы.

О том, как искать финансирование на исследования с помощью стипендий, грантов и конкурсов, рассказывает доцент физико-технического факультета Алексей Слобожанюк. Молодому ученому 29 лет, но у к настоящему времени Алексей уже выиграл девяти российских и международных грантовых конкурсов и принял участие в 14 стажировках в Европе, США и Австралии. А его индекс Хирша равен 25.

Олег Борисов, Юлия Манаева, Алексей Слобожанюк, лекторы курса
Олег Борисов, Юлия Манаева, Алексей Слобожанюк, лекторы курса

А о том, как коммерциализировать результаты научной деятельности, подробную информацию представляет Антон Гопка, декан факультета технологического менеджмента и инноваций, венчурный предприниматель, управляющий партнер крупнейшего фонда в России в области Life Sciences – в рамках стратегического партнерства «Роснано» и Domain Associates, США. Антон провел десятки венчурных сделок в США, из которых три компании уже разместились на бирже NASDAQ. В его лекциях отражен опыт коммерциализации научных проектов, на основе которого даются подсказки о том, на что на самом деле смотрят инвесторы и как питч-выступления влияют на коммерческий успех проекта.

Антон Гопка и Илья Куфтырев, лекторы курса
Антон Гопка и Илья Куфтырев, лекторы курса

И наконец, в заключительном модуле курса собраны полезные инструменты и лайфхаки о том, как создать эффективную презентацию, которая запомнится; как работать с библиографией; что такое облачные технологии и как они могут помочь в повседневной работе; как организовать работу команды и какие онлайн-сервисы в этом помогут.

Курс выдержал уже три запуска, шанс освоить его получили студенты всех уровней образования: бакалавры, магистранты и аспиранты.

Итоги

В качестве итогового задания студентам было предложено выбрать одну из траекторий в науке:

  • Попробовать себя в роли исследователя и написать аутлайн научной статьи;

  • Стать популяризатором своей области исследований и снять короткий и увлекательный видеоролик о своей работе;

  • Вжиться в роль предпринимателя и проработать аутлайн заявки на грант для финансирования разработки.

Студенты Университета ИТМО демонстрируют эксперименты школьникам на Дне открытых дверей. Фото: ITMO.NEWS

Студенты Университета ИТМО демонстрируют эксперименты школьникам на Дне открытых дверей. Фото: ITMO.NEWS

По итогам курса его авторы выделили студентов, которые представили лучшие работы. Среди них – Евгений Левдик (записал видеоролик о том, откуда берутся вещества), Игорь Богатенков (снял видеоролик о лазерах, который стал одним из лучших студенческих видео про науку этого года), Юлия Аникиенко (записала видео про кинетическую типографику), Сергей Рыжаков (представил технологии дополненной реальности и их использование в современном мире), Анна Васильева (рассказала о профилактике рака), Мария Шакунова (в понятной форме объяснила суть проектного управления), Михаил Пономаренко (рассказал об индустриальных киберфизических системах), Алла Уварова (объяснила конструирование в прикладной оптике доступным языком), Александр Нарядчиков (рассказал о дизайне игровых уровней), Екатерина Сорокина (представила ролик про урбанистику в России), а также Пабло Аллох.

Также отдельно авторы курса отмечают Михаила Жолудева, который по собственному желанию отрецензировал более 150 работ сокурсников, и Елизавету Кобец, которая вносила ценные предложения по доработке курса. Всем лучшим студентам авторы курса подготовили подарки, которые можно забрать в аудитории 3103 на Ломоносова 9, как только закончится период дистанционного обучения.

Отметим, что материалы курса доступны и сейчас. Всем желающим, которые также хотят освоить программу, необходимо написать на почту softskills@itmo.ru.

Институт международного развития и партнерства