В заседании приняли участие представители образовательного фонда «Талант и успех», автономной некоммерческой организация «Россия — страна возможностей», ПАО РЖД, ФГУП «Почта России», вузов и коммерческих организаций. Также на заседании Совета присутствовал временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов.
По данным Всемирного экономического форума, сегодня по объему человеческого капитала Россия занимает четвертое место в мире, однако при этом лишь 42-е место с точки зрения его реального использования. По словам вице-спикера Совфеда, председателя Совета и секретаря генсовета «Единой России» Андрея Турчака, под развитием человеческого капитала понимается не только образование и подготовка кадров, но и их удержание в стране и привлечение извне.
Российские вузы должны войти в ТОП-50 планеты по качеству подготовки кадров для цифровой экономики
«Мы хотим видеть наши образовательные учреждения в лидерах мировых рейтингов. Поставлена задача — к 2030 году как минимум пять российских вузов должны войти в число 50 лучших вузов планеты в сфере цифровизации. Нам предстоит разработать стратегию достижения этой цели», — сказал Андрей Турчак.
Одним из условий для вхождения российских вузов в ТОП мировых рейтингов, по словам спикера, является значительное наращивание университетами своего цифрового представительства в интернете. Речь идет о размещении в сети собственных баз данных, online-курсов, материалов, регулярном проведении online-конференций. Также важно актуализировать федеральные образовательные стандарты, прежде всего, по направлениям обучения, связанным с IT отраслью и сквозными технологиями.
Создание общедоступной «витрины» образовательных online-программ и защита людей от рисков потери работы в связи с роботизацией экономики
На заседании также обсудили необходимость стереть границы между уровнями образования и иметь возможность формировать образовательные программы из курсов, доступных во всем мире. Решением может стать инициатива создания федеральной общедоступной «витрины», или маркетплейса образовательных online-программ. С помощью такой «витрины» на базе имеющихся образовательных сервисов — как государственных, так и частных — граждане РФ получат возможность выстраивать собственные траектории профессионального развития.
Другое важное предложение Совета — защитить людей от рисков потери работы в связи с роботизацией экономики с помощью возможности дополнения проекта «Кадры для цифровой экономики» мероприятием по массовой переподготовке персонала, высвобождающегося в связи с развитием цифровых технологий и роботизацией.
Региональная экосистема непрерывного образования и персональные цифровые сертификаты
Региональная экосистема непрерывного образования может стать ключевым инструментом развития цифровых отраслей экономики. В ее рамках предлагается создать перечни проектов и сервисов, которые помогут людям самостоятельно выбирать образовательные программы и образовательные институты для обучения на протяжении всей жизни без существенных затрат. Важным элементом системы должно стать использование гражданами цифровых сертификатов, которые предусмотрены нацпроектом. Планируется, что в период 2019-2024 годов не менее миллиона человек пройдут online-обучение по программам цифровой грамотности с использованием персональных цифровых сертификатов.
Ректор Университета ИТМО Владимир Васильев отметил на заседании Совета, что в университете создан центр Национальной технической инициативы (НТИ) по машинному обучению и когнитивным технологиям, также стратегически важный объект для вуза, который станет вторым кампусом Университета ИТМО — будущий научный, образовательный и инновационный центр ИТМО Хайпарк. Ректор рассказал о намерении руководства вуза к 2024 году увеличить присутствие иностранных специалистов и студентов в университете в три раза.
«Университет ИТМО понимает не только возможности, но и те риски, которые возникают с развитием цифровой экономики. Именно поэтому у нас реализуется Код ИТМО — уникальная стратегия вуза, где в понятие фундаментальности, помимо классических дисциплин, мы добавили предпринимательскую культуру, дизайн-мышление и цифровую культуру. Понятие цифровой культуры мы решили расширить не только для наших студентов и аспирантов, но и для школьников и пенсионеров, которые также обучаются в университете. Более того, мы планируем тиражировать понятие цифровой культуры по всей России: курс “Цифровая культура” разработан по модульному принципу — от базового до продвинутого. Мы использовали технологии смешанного обучения: слушатель может работать с материалом в режиме online и в рамках очных встреч. Также курс записан на двух языках», — рассказал Владимир Васильев.
В рамках заседания руководитель образовательного фонда «Талант и успех» Елена Шмелева поделилась опытом развития талантов детей и молодежи на базе платформы «СириусОнлайн», которая функционирует уже три года. За это время на платформе было создано единое образовательное пространство для детей, педагогов и партнеров. Образовательная среда предполагает реализацию интенсивных профильных образовательных программ до 120 академических часов. Система курсов позволяет пользователю определять собственную индивидуальную траекторию развития самостоятельно.
Отметим, что первые два заседания Совета по развитию цифровой экономики приняли Калининград и Новосибирск. Решение о проведении заседаний в разных городах было принято для того, чтобы знакомиться с лучшими региональными практиками и проектами в области цифровой экономики.