Проект ITMO.EXPERT был запущен весной 2018 года, для того чтобы преподаватели Университета ИТМО могли на постоянной основе делиться друг с другом практическим опытом использования различных образовательных технологий, в том числе цифровых, для обучения студентов, тем самым повышая свой профессиональный уровень и качество преподавания в вузе в целом. За все время существования проекта его участниками стали 316 человек, 145 из них присоединились во втором сезоне проекта.
Вторая «волна» проекта включила в себя 20 мастер-классов, объединенных в 10 модулей, среди которых онлайн-обучение, электронное обучение, цифровая педагогика, мотивационные стратегии, project-based learning (проектное обучение), research work, collaboration & communication, team building и методы групповой работы, игротехники и игротехнологии, а также школа начинающих преподавателей. Самыми популярными стали школа начинающих преподавателей и проектное обучение – мероприятия в рамках этих направлений посетило больше всего участников, а обратная связь была наиболее интенсивной. Участники программы выступали как в роли спикеров, так и слушателей, развивая соответствующие профессиональные навыки.
«ITMO.EXPERT – это сильный инструмент для обучения преподавателей, для прокачивания их компетенций в части педагогики и использования цифровых сред с целью поднять образовательную компоненту вуза на новый уровень. Я был и спикером, и обучаемым, и открыл для себя много нового. Например, я узнал о возможностях платформы Trello для обучения. Сам я прочитал лекцию об использовании передовых цифровых технологий, которые популярны сегодня, и о том, что нас ждет. В образовательной среде много интересных наработок, которые не используются по одной причине: подавляющее большинство преподавателей не готовы ни использовать их, ни просто осознать, что это такое и насколько это полезно. Например, если говорить об интерактивных электронных досках в сети, многие думают, что они существуют для рисования, однако мало кто понимает, что это также серьезный инструмент для создания коллаборативной среды, где не только преподаватель может что-то нарисовать, но и студенты. И таким образом внести в курс что-то полезное для самого преподавателя. Преподаватели могут не понимать, что это инструмент мощной обратной связи, который также хорош для собственного развития», – рассказал профессор Института финансовых кибертехнологий и ведущий научный сотрудник Национального центра когнитивных разработок Алексей Духанов.
Каждая встреча проходит в рамках одного из модулей – все они отражают основные тренды высшего образования, которые волнуют не только преподавателей Университета ИТМО, но и мировое образовательное сообщество (цифровая педагогика, онлайн-технологии в образовании и другое). Важный аспект работы ITMO.EXPERT – возможность увидеть реальный опыт использования образовательных технологий, так как организаторы стремятся демонстрировать кейсы коллег, которые готовы делиться как историями успеха, так и тем, что не получилось.
«В этом году больше преподавателей не побоялись поделиться негативным опытом и услышать мнение коллег о том, что можно было сделать иначе, что необходимо учесть в будущем. Порой сам преподаватель в процессе подготовки к встрече находит ответы на те вопросы, которые казались неочевидными изначально», – объяснила Ольга Елисеева, начальник Управления качества образовательного процесса и организатор ITMO.EXPERT.
В этом году организаторы с учетом собственных планов и пожеланий слушателей включили в программу новый модуль «Школа начинающих преподавателей». В рамках этого модуля за прошедший год прошло больше всего мероприятий – 16 встреч, он же стал одним из самых популярных блоков. Цель модуля – помочь преподавателям влиться в коллектив Университета ИТМО, познакомиться с корпоративной культурой и образовательными традициями вуза. На мастер-классах модуля «Школа начинающего преподавателя» рассматривались барьеры в обучении первокурсников, вопросы развития умений обучающихся и проектирования учебных программ и занятий, современные подходы к оцениванию результатов обучения студентов.
«Коллеги чувствуют на своем опыте, что студент сегодня во главе образовательного процесса в вузе – это принципиальная позиция, которую разделяют и руководство, и сами преподаватели, – продолжает Ольга Елисеева. – Однако это не значит, что студент всегда прав и диктует условия, он становится равноправным партнером в образовательном процессе вместе с преподавателем. Преподаватель остается профессионалом и стопроцентным специалистом, но его роль теперь – доведение студента до состояния такого же или близкого по уровню специалиста, с которым можно общаться на равных с профессиональной точки зрения. Так мы выстраиваем доверительные отношения и показываем студентам, что они могут влиять на образовательный процесс, что к их мнению прислушиваются, что в партнёрстве всегда можно найти компромисс. Что ценно, у преподавателя появляется возможность быть не небожителем, а оставаться обычным человеком, который имеет право на ошибку, и студенты должны это понимать».
Также, по словам Ольги Елисеевой, в будущем допустимо появление в разных сферах обучения студента или группы обучающихся, которые смогут владеть материалом на уровне преподавателя (а иногда и превосходя его) и смогут стать помощниками преподавателей. При этом авторитет преподавателя останется неизменным – он сможет заручиться поддержкой помощников.
В рамках модуля «Школа начинающих преподавателей» значительным направлением стали встречи, посвященные психологическому аспекту работы преподавателя и студента. В следующем сезоне организаторы планируют выделить это направление в отдельный модуль – запрос поступил от самих сотрудников вуза. В рамках этого модуля участники рассмотрят темы разрешения конфликтных ситуаций, предотвращение профессионального выгорания, саморегуляции и другие.
Также во втором сезоне проект ITMO.EXPERT был связан с конкурсом академической мобильности для преподавателей – участие в проекте давало дополнительные баллы преподавателям при прохождении конкурса. Победившие преподаватели посетили в рамках стажировок Oxford Brooks University, Йоркский университет и впоследствии поделились опытом – рассказали, что можно использовать в реальной преподавательской практике в рамках работы в Университете ИТМО.
Финальным мероприятием второго сезона ITMO.EXPERT стала встреча, посвященная портрету идеального современного преподавателя. Организаторы решили обсудить с коллегами то, чем живет преподаватель, что его волнует и с чем ему сложно справляться. Во время встречи преподаватели среди положительных сторон работы отметили общение с молодежью, возможность экспериментировать и быть задействованным в творческой работе. Среди ключевых компетенций преподаватели отметили необходимость быть профессиональным экспертом в своей деятельности, обладать психологическими навыками, чтобы разрешать конфликтные ситуации и отслеживать эмоциональное состояние обучающихся. Кроме того, современный преподаватель должен быть digital-преподавателем и быть готовым прийти на помощь студенту не только в лекционные часы, отметили на встрече.
«Я второй год участвую в проекте ITMO.EXPERT, меня привлекает свободный формат мероприятий, содержательная наполненность встреч и возможность выбрать то, что тебе нравится. Я не начинающий преподаватель, но мне было интересно приходить на такие встречи – ты видишь своих коллег из разных подразделений, были также встречи, на которых преподаватели, прошедшие стажировку за рубежом в ведущих университетах мира, делились опытом – это отличный формат. Также меня привлекают встречи, на которых затрагивается психологические аспекты работы преподавателя, использование онлайн-форматов в общении со студентами», – рассказала Светлана Банарь, доцент факультета низкотемпературных технологий Университета ИТМО.
В следующем сезоне организаторы планируют использовать новые форматы взаимодействия, в том числе дистанционные, а также расширение географии спикеров (в планах пригласить сторонних экспертов, владеющих актуальными преподавательскими практиками). Так организаторы смогут увеличить охват участников и сделать контент более гибким и доступным для преподавателей Университета ИТМО.