Организаторами летнего онлайн-интенсива «Смешанное обучение: цифровые компетенции преподавателя» выступил Департамент образовательной деятельности (ДОД) при поддержке Студенческого добровольческого центра Университета ИТМО «Ты нужен людям» (цифровых волонтеров).

В течение одной недели преподаватели ИТМО слушали лекции в Zoom, работали с материалами в Discord, выполняли домашние задания и проекты. Интенсив включал информационную сессию ДОД, тематические дни (смешанное обучение, активное обучение, оценивание и обратная связь), а также защиту проектов.

«В этом году наша задача заключается в том, чтобы объединить ваш успешный очный опыт преподавания и лучшие практике работы в дистанте. Нам важно, чтобы вы получили от нас необходимую поддержку и чувствовали себя комфортно, работая в любом формате», ― подчеркнула на открытии мероприятия Алия Багаутдинова, начальник департамента образовательной деятельности Университета ИТМО.

Алия Багаутдинова
Алия Багаутдинова

В качестве дополнения к интенсиву участники могли использовать интерактивный учебник «5 шагов для перевода дисциплины в смешанный формат», разработанный сотрудниками отдела образовательных технологий ИТМО. Одним из условий участия в интенсиве была активная обратная связь от его участников, которая включала как работу с листами рефлексии, так и публикацию хэштегов (#вопрос, #help, #инсайт, #лайфхак, #эмоция), при помощи которых участники могли задать вопрос, обратиться за помощью или поделиться наблюдениями, советами, впечатлениями.

День 1: Информационная сессия Департамента образовательной деятельности

В первый день интенсива представители Департамента образовательной деятельности рассказали преподавателям ИТМО о том, как будет организован образовательный процесс в вузе в 2020/2021 году в условиях интеграции онлайн- и офлайн-форматов работы.

Участники узнали о механизмах реализации дисциплин в новом учебном году, о том, какое оборудование они смогут использовать для работы в смешанном формате, об особенностях версии БаРС 2.0, организации текущего контроля и промежуточной аттестации, реструктуризации долга, вопросах практики и трудоустройства обучающихся, электронной процедуре государственной итоговой аттестации, системе качества реализации дисциплин (оценка «360»).

Онлайн-интенсив «Смешанное обучение: цифровые компетенции преподавателя». Слайд из презентации
Онлайн-интенсив «Смешанное обучение: цифровые компетенции преподавателя». Слайд из презентации

Также на сессии рассказали о таких ресурсах информационной поддержки преподавателей, как Офис поддержки НПР, онлайн-курс «Навигатор по образовательной деятельности Университета ИТМО» (стартовал 1 сентября), Гид преподавателя Университета ИТМО (будет размещен на официальном сайте ИТМО в сентябре).

Ответы спикеров на вопросы участников интенсива об очном и дистанционном обучении в 2020/2021 учебном году: часть 1, часть 2.

День 2: Смешанное обучение

Второй день интенсива был посвящен системному подходу к организации смешанного обучения, цифровым инструментам, которые позволяют организовать синхронное и асинхронное взаимодействие со студентами, способам мотивации студентов.

Александр Маятин
Александр Маятин

Александр Маятин, доцент факультета информационных технологий и программирования, рассказал о технических решениях, которые используются для проведения лекций и лабораторных занятий в смешанном формате на факультете, а также о том, как удается мотивировать студентов (в том числе ― одаренных студентов с высокими требованиями) к дистанционному обучению, основных принципах интеграции дистанционных технологий в образовательный процесс.

«Дистанционное обучение ― это только инструмент, который должен быть бесшовно интегрирован в учебный процесс. Содержание определяет используемые инструменты, а не наоборот. Решения должны быть гибкими и позволять изменять степень использования дистанционных инструментов во время семестра, а также изменять количество студентов, использующих дистанционные инструменты», ― подчеркнул он.

Фрагмент «силлабуса»
Фрагмент «силлабуса»

Джозеф Тейлор, преподаватель центра изучения иностранных языков, предложил слушателям создать «силлабус», или технологическую карту курса ― краткое руководство для студентов со всей необходимой информацией по дисциплине. Оно должно включать общие сведения, цели и целевую аудиторию, структуру и расписание курса, правила обучения, описание материалов и контакты преподавателя и помочь тем самым быстро ввести обучающихся в курс дела и обозначить правила поведения и взаимодействия для преподавателя и студентов.

Асель Романова, преподаватель факультета программной инженерии и компьютерных технологий, описала составляющие эффективного дистанционного занятия: подготовленное рабочее место, отлаженная коммуникация, ведение электронного журнала, создание видео-лекции при помощи инструмента Camtasia, использование интерактивных элементов.

Асель Романова
Асель Романова

Александра Шпарберг, преподаватель центра изучения иностранных языков, перечислила приемы, необходимые для организации обучения в синхронном режиме.  Это, например, приемы запроса обратной связи, начисление баллов, частая смена видов деятельности. Также она продемонстрировала цифровые инструменты Mentimeter, Padlet, Quizlet, которые также выполняют эти задачи.

Дарья Мезенцева, сотрудник отдела образовательных технологий, описала примеры использования учебных форумов в смешанном обучении, проанализировав их при помощи модели мотивации Дж Келлера, которая может быть использована для организации любых учебных видов деятельности.

Ответы спикеров на вопросы о смешанном обучении: день 2.

День 3: Активное обучение

Третий день интенсива был посвящен использованию деятельностных практик в смешанном обучении.

«Мы лучше запоминаем то, что вызывает эмоции. А игра ─ это источник эмоций. Игра помогает поддерживать высокую динамику, создает мотивацию и позволяет нам имитировать реальность, в которой студенты будут применять знания», ─ отметила Антонина Фёдорова, преподаватель модуля Soft Skills.

Она рассказала слушателям о видах и элементах геймификации, описала механизм создания игры, перечислила принципы и ограничения, которые необходимо учитывать при внедрении игровых техник в образовательный процесс. При помощи интерактивной доски Miro Антонина поделилась со слушателями несколькими игровыми упражнениями, а также предложила участникам перечислить на доске те игры, которые знают они.

Максим Иванов
Максим Иванов

Максим Иванов, сотрудник факультета технологического менеджмента и инноваций и основатель teachingame.ru, рассказал об игровых практиках и различных интерактивных приемах для организации группового взаимодействия, применив некоторые из них в своем выступлении. Максим подчеркнул важность использования цифровых инструментов и игровых практик для современных студентов, описав их как «цифровых аборигенов с кнопкой на пальце».

Однако игры ― не единственный способ организации активного обучения.

Анастасия Павлова, преподаватель факультета пищевых биотехнологий и инженерии, провела свое выступление в интерактивном формате, в виде интервью, в котором поделилась преимуществами использования аудиоподкастов, а также непростым опытом создания и сопровождения онлайн-курса, освоение которого, вопреки расхожему мнению, требует большой активности как со стороны студентов, так и со стороны преподавателя.

Анастасия Павлова
Анастасия Павлова

Дарья Чирва, руководитель общеуниверситетского модуля «Мышление», рассказала о таком виде коллективной учебной деятельности, как дебаты, которые, благодаря умелому использованию онлайн-инструментов, становятся еще более увлекательными.

В завершение тематического дня Александр Капитонов, декан факультета инфокоммуникационных технологий и доцент факультета систем управления и робототехники, поделился приемами, с помощью которых можно сделать процесс изучения дисциплины максимально практическим, эффективным и увлекательным, использовав гибкую методологию управления проектами.

Ответы спикеров на вопросы об активном обучении: день 3.

День 4: Подготовка проектов и выполнение домашних заданий

Четвертый день интенсива был целиком посвящен практической работе участников. Слушатели, выбравшие трек «Домашние задания», разрабатывали силлабус, интерактивные задания, промо-ролики своих дисциплин, варианты сбора обратной связи. Преподаватели, выбравшие проектные трек, занимались созданием обучающих продуктов, разработка которых включала пять этапов: анализ проблемной ситуации, планирование обучения, разработка учебных заданий, сборка и информирование.

Quizlet. Источник: quizlet.com
Quizlet. Источник: quizlet.com

День 5: Инструменты оценивания и сбора обратной связи

Пятый день интенсива был посвящен описанию возможностей БаРС 2.0, мониторингу индивидуальных учебных достижений, организации системы оценивания по дисциплине, применению альтернативных видов оценивания.

Владимир Королёв, заместитель директора факультета среднего профессионального образования, и Екатерина Джавлах, начальник отдела образовательных технологий, описали ключевые особенности и функционал новой версии БаРС для преподавателей-авторов и преподавателей-реализаторов. В БаРС 2.0 у преподавателей будет возможность осуществлять дополнительную настройку оценочных таблиц: регулировать соотношение баллов, устанавливать дополнительные баллы, регулировать количество контрольных точек и периодичность их проведения, регулировать минимальные и максимальные баллы за контрольную точку.

Екатерина Джавлах
Екатерина Джавлах

Андрей Станкевич, доцент факультета информационных технологий и программирования, поделился своим видением того, как должна быть устроена качественная система оценивания. Также он рассказал о тех инструментах, которые используются на ФИТиПе для дифференцированной оценки результатов обучения (конкурентные задания, многоуровневые задания, двухфазная проверка), о принципах формирования системы оценивания, примерах систем и их визуализации.

Антон Старовойтов, заместитель декана ФФиОИ, и Дарья Денисова, директор центра научной коммуникации, познакомили слушателей с альтернативными видами оценивания и обратной связи: взаимное оценивание, оценивание компетентностной модели выпускника, составление интеллект-карт, обратная связь от экспертов. Антон Старовойтов в своем выступлении подробно описал процедуру взаимооценивания студентов в ходе работы над рефератом, а также рассказал о том, как можно организовать совместную работу при помощи коммуникационных площадок ИСУ.

Анастасия Причисленко, директор центра личностного развития, рассказала преподавателям о том, как получить от студентов конструктивную обратную связь и не бояться критики. Анастасия раскрыла психологические механизмы непринятия критики, перечислила правила конструктивной обратной связи, обратила внимание слушателей на то, на каких этапах курса следует собирать обратную связь, назвала способы сбора обратной связи.

Ответы спикеров на вопросы об активном обучении: день 4.

День 6: Проектная лаборатория

Последний день интенсива был посвящен защите проектов участников интенсива. Защиты прошли в Zoom и Discord. Свои работы представили девять команд.

В завершение интенсива выступил Илья Лившиц, доцент ФБИТ. Он рассказал о том, как улучшить качество учебного процесса в смешанном формате, а также представил чёткую схему по переводу дисциплины в дистант, описав структуру курса на дистанте, сопутствующие трудности, способы управления и минимизации рисков.

Подводя итоги мероприятия, Ольга Елисеева, начальник управления качества образовательного процесса, поблагодарила аудиторию за участие и поддержку, а также отметила активную работу участников интенсива по приобретению и систематизации нового знания.

Департамент образовательной деятельности