Галина Греннинг, первый курс образовательной программы «Научная коммуникация»
В течение трех лет после окончания бакалавриата я занималась организацией научно-образовательных мероприятий для медицинских специалистов. В этот период активно сотрудничала с НКО, которые занимаются профилактикой социально-значимых инфекцией (ВИЧ, гепатит и др.), а также поддерживают людей, которые уже имеют подобные заболевания. В данный момент я работаю в НКО и планирую посвятить свою магистерскую диссертацию коммуникационным стратегиям организаций третьего сектора, направленным на вовлечение людей с ВИЧ-инфекцией в процесс лечения и формирование приверженности к терапии.
В прошлом году я принимала участие в проекте Rukami. Вместе с командой Университета ИТМО мы собирали информацию о технологических кружках в разных регионах России для создания путеводителя, которым можно будет пользоваться при выборе дополнительных занятий. В ходе работы я познакомилась со множеством удивительных руководителей, организаторов и педагогов. Поняла, что, если бы такие люди окружали меня в школьные годы, моя жизнь могла бы сложиться совсем иначе. Например, в Казани есть центр, где детей учат летать на настоящих легкомоторных самолетах. Это же восторг!
Сейчас я являюсь наставником в проекте Сириуса. Вместе со школьниками мы учимся научной и проектной деятельности: проводим небольшое исследование, посвященное анализу эффективности профориентационных мероприятий в сфере IT на территории Санкт-Петербурга, изучаем основы event-менеджмента, чтобы потом создать собственную концепцию мероприятия. Я давно хотела попробовать свои силы в работе с детьми.
Ранее я уже принимала участие в конкурсах на получение грантов и субсидий. Одним из самых больших разочарований был проигрыш в стипендиальном конкурсе British petroleum во время обучения в бакалавриате. После этого я надолго забыла о персональных возможностях. В этом году я начала работу с фандрайзером в НКО. Ее опыт и поддержка вдохновили меня и помогли с легкостью пройти все этапы в этом конкурсе.
Перед подачей заявки я просматривала много материалов о конкурсе, искала советы по подготовки. В большинстве случаев участники говорили о том, что советов нет. Задания конкурса меняются из года в год. Никогда не знаешь, какой сюрприз организаторы подготовили в этот раз. Нужно просто расслабиться, позволить себе быть собой и получать удовольствие от процесса. Пройдя два этапа, могу сказать, что это действительно так. Безусловно, личные качества и достижения играют важную роль в таких конкурсах. У каждого из нас есть свои сильные и слабые стороны. Например, у меня полностью отсутствуют значимые научные достижения. Однако я могу похвастаться большим опытом работы и активистской деятельности, что для Фонда Потанина является не менее важным. Главное – самим видеть ценность в себе и своей деятельности, чтобы потом транслировать эти убеждения.
Наталья Горохова, второй курс образовательной программы «Робототехника»
Это не первый мой опыт участия в этом конкурсе. В прошлом году я тоже подавала заявку, однако не прошла даже на финальный этап, из-за чего очень расстроилась. Но, наверное, это было к лучшему, потому что в этом году я участвовала со знанием дела, была уверена в своем портфолио и достижениях. Я не ставила себе цель победить, так как это своего рода лотерея, и решила просто получать удовольствие от конкурса.
В течение последних лет я живу простым принципом «А что, если…?». Это помогает мне быть открытой новым идеям и новому опыту. Я часто слышу о том, что некоторые мои предложения и мысли довольно абсурдны, однако я редко обращаю внимание на такое и просто продолжаю делать то, что мне нравится. Возможно, именно это и позволило мне победить в данном конкурсе, а также достичь других результатов в научной деятельности.
Так родилась моя идея для магистерской диссертации, а также для последующих научных конкурсов. Еще с бакалавриата мне хотелось соединить две отрасли: медицинскую и техническую. Моя идея с ортопедической стелькой заключается в том, что данное устройство соединяет в себе три основные функции: разгрузку стопы, реабилитацию и, непосредственно, лечение плантарного фасциита – очень распространенного ортопедического заболевания.
Прошлый год был для меня самой настоящей удачей: со своим проектом ортопедической стельки для реабилитации пациентов с плантарным фасциитом я смогла победить в конкурсе УМНИК-2019 и конкурсе грантов Комитета по науке и высшей школе. До этого момента я вообще ничего не выигрывала!
Я бы очень хотела пожелать каждому, кто собирается участвовать в каком-либо конкурсе самое просто – не бояться быть собой и быть открытыми новым идеям. Важно помнить, что даже среди сотни и тысячи людей, который считают вашу идею абсурдной, найдутся те, кто обязательно заинтересуется и поддержит вас, как это случилось со мной. Однако пожалуй, я скажу, что никогда не нужно ставить победу своей целью. Это не значит, что не нужно выкладываться и стараться, вовсе нет. Но нужно просто получать удовольствие от процесса, и тогда результат действительно придет сам, причем, он будет настолько положительный, что вы даже удивитесь.
Софья Бочкова, второй курс образовательной программы «Световодная фотоника»
Сейчас я работаю инженером-исследователем при университете в составе очень дружного и амбициозного коллектива научно-исследовательского центра световодной фотоники. Занимаюсь такими проектами, как изготовление и поставка оптических усилителей, разработка аппаратного комплекса и технологии для изготовления волоконно-оптических рассеивателей, полученных путем плавления сердцевины световода и другими. Пишу магистерскую диссертацию на тему «Разработка метода локализации воздействия на композитный материал с использованием системы из четырех волоконно-оптических датчиков акустической эмиссии». В свободное время вместе с клубом Лапки Помощи помогаю собачьим приютам («Друг», «Кельтские ангелы», «Верность»). Планирую поступать в аспирантуру в следующем году и очень хочу когда-нибудь начать преподавать.
Много занимаюсь научной работой, участвую в конференциях и пишу статьи. Не скажу, что я частый гость различных конкурсов, но иногда принимаю участие. Была победителем конкурса на повышенную стипендию Университета ИТМО и конкурса на стипендию Президента РФ по приоритетным направлениям.
Конкурс для меня был некоторым «вызовом» самой себе. За этот год я приобрела весомый опыт работы в команде и многие другие soft-навыки (эффективное управление временем, управление эмоциональным интеллектом, создание технологического бизнеса и др.), стала значительно увереннее в своих силах. Мне хотелось «протестировать» себя. Огромное влияние оказала поддержка со стороны моего научного руководителя, Дейнеки Ивана Геннадьевича.
Сейчас, когда я одержала успех на всех этапах конкурса, считаю, что это еще один огромный шаг вперед по воплощению в жизнь своих собственных идей, проектов и разработок. Поскольку я иногородняя и еще не имею своего собственного жилья в Санкт-Петербурге, для меня такая финансовая поддержка является частью пути к пусть небольшому, но своему собственному пространству.
Будущим участникам хочу сказать, что на этапе заочного отбора помогут наличие статей, положительная успеваемость и душевное мотивационное письмо. На очном этапе важно активно участвовать во всех заданиях и быть уверенным.
Вадим Рыбин, первый курс образовательной программы «Физика и технология наноструктур»
Я подавал заявку по своей теме с недеструктивным методом анализа одиночных мезоскопических объектов. Хотя, вообще говоря, в заявке больший уклон делался на лидерскую и альтруистическую позицию, нежели на научные успехи. Помимо учебы, я являюсь руководителем студенческой лаборатории «It’s a trap». Клуб относительно молодой, ему меньше года. На данный момент мы имеем 14 членов, занимаемся наукой — как теоретической, так и экспериментальной. Учим студентов ведению научно исследовательской работы и академическому письму. Наши студенты, будучи на 1-2 курсах бакалавриата, уже публикуются в международных индексируемых журналах. На настоящий момент нам выделили помещение технопарка, и я занимаюсь его обустройством: пытаюсь получать финансирование и гранты. Не так давно я выиграл стипендию Президента РФ.
На самом деле, для того чтобы победить, не надо обладать какими-то сверхспособностями и занимать весь «эфир» команды, достаточно лишь быть коммуникабельным, гибким и прислушиваться к мнению товарищей. При этом не стоит забывать, что за взаимодействием команды всегда наблюдает эксперт, задача которого выявить лидеров команды. Хоть мы и работаем в команде, друг для друга мы все равно остаемся конкурентами.
Я достаточно хорошо показал себя в большинстве этапов, старался организовывать работу команды, был чуток и уважителен к мнению других, не старался перекричать кого-то или доказать, что он не прав. Наверное, поэтому меня и выбрали победителем. К слову, команды в числе которых был я, всегда оказывались на первом месте в общем зачете, однако, я не думаю, что этот факт стал решающим для экспертов.
Будущим участникам программы Фонда могу только позавидовать, я бы хотел еще раз пройти испытания второго тура. Подавать заявку на этот конкурс однозначно нужно! Это очень классный опыт, который в любом случае не будет лишним.
Алина Розенблит, первый курс образовательной программы «Радиочастотные системы и устройства»
Я занимаюсь исследованием топологических краевых состояний в электрических цепях. Топологические краевые состояния сейчас активно исследуются в различных областях физики, в моем случае это оптика. Кроме того, параллельно я исследую фазовые переходы в ансамблях роботов. Сейчас наша команда работает над экспериментальной установкой, которая будет включать в себя сто роботов. Нас интересует, как будет меняться коллективная динамика системы, если изменять коэффициент трения активных частиц.
Подать заявку на конкурс мне посоветовали преподаватель по Soft Skills, знакомые, которые уже участвовали, а также научный руководитель. До магистратуры я училась в Санкт-Петербургском Политехническом Университете Петра Великого, и почти весь бакалавриат я была активным резидентом цифровой лаборатории «Фаблаб Политех». Здесь я организовывала различные мероприятия, посвященные научно-техническому творчеству, занималась проектной деятельностью, курировала школьные и студенческие проекты, преподавала курс по программированию контроллера Arduino для студентов, а на последнем году обучения была избрана президентом «Фаблаба».
Честно, победы не ожидала, но очень надеялась. У меня был «символичный» номер отбора – «13», и за день до очного этапа мне приснилось, что я все проспала. На самом отборе после каждого задания я старалась анализировать, насколько я проявила оцениваемые экспертами компетенции (креативность, критическое мышление, работа в команде и т.д.). Казалось, что где-то справилась успешно, а где-то не выложилась по полной.
Перед конкурсом я узнавала у участников прошлых лет, что им помогло победить. Все как один отвечали: «Я не делал ничего особенного». Сейчас я их прекрасно понимаю. Сложно объективно оценить самого себя, а по правилам конкурса, организаторы не предоставляют оценки наблюдателей. Конечно, достижения влияют на первый заочный этап. А вот на втором этапе уже неважно, на кого ты учишься и сколько у тебя побед за спиной, оценивают непосредственно твое поведение в команде в различных ситуациях. Думаю, что мне помог общий опыт командной работы.
Перед конкурсом организаторы рекомендуют быть самим собой и не молчать, даже если кажется, что на ум пришла абсурдная мысль. Я следовала этим рекомендациям и советую будущим участникам их придерживаться. А еще не надо заниматься самоанализом во время конкурса. Задания позволяют раскрыть участника с разных сторон, и слабые моменты можно будет обязательно обыграть.
Мария Аликина, второй курс специализации «Технологическое брокерство в области биотехнологий и наноинжиниринга»
Я работаю в индустриальной лаборатории SCAMT, занимаюсь реализацией научной и коммерческой составляющей индустриальных проектов. В настоящий момент занимаюсь выведением на рынок технологии для бумажной промышленности — по этой теме буду защищать бизнес-тезис в этом году.
Опыт стипендиальных и грантовых конкурсов у меня имеется, мы с командой являемся победителями гранта Старт-1 от Фонда содействия инновациям. Также я являюсь победителем стипендий Президента и Правительства РФ и Санкт-Петербурга.
В стипендиальной программе Владимира Потанина участвовала второй раз. Целью участия, как в первый раз, так и сейчас, была, во-первых, дополнительная тренировка написания рекомендаций, которая пригодится каждому в составлении CV и мотивационных писем в будущем. Во-вторых, это получение дополнительного опыта межличностных тренингов, которые развивают навыки межкомандной коммуникации и лидерства. И в-третьих, конечно же, хорошая финансовая поддержка, предоставляемая фондом до конца магистратуры.
Ожидать победы сложно, так как конкуренция большая, и во второй тур попадают участники с достаточным бэкграундом и необходимыми для победы качествами. В этом году онлайн-формат дался легче, чем очный в прошлом. Взаимодействие в командах проходило более четко и душевно, может быть потому, что многие участвовали из дома.
Ребятам, участвующим в подобных конкурсах, советую быть собой, кайфовать от процесса, учиться продвигать и рекламировать себя и свою команду, и получать удовольствие от нового опыта — он всегда полезен.
Олави Сийкки, второй курс образовательной программы «Инновационное предпринимательство»
Конечно, в своей заявке я указывал, что я основатель стартапа WARMR, но это было далеко не основное, ведь я еще и руководитель студенческого клуба Startup Thesis Club, занимаюсь наставничеством. Наш стартап растет, у нас много новых идей — делаем разработку все более сложной и интересной. Заключили долгосрочное партнерство с Red Fox, будем заниматься внедрением наших решений в их продукцию, прорабатывать новую линейку умной одежды и аксессуаров.
Задания на олимпиаде были не очень сложными, единственное, что это полностью заняло весь день. Но было достаточно весело. Была математическая игра – я там занял лидирующую позицию. Затем нам предлагали решить какие-либо глобальные социальные задачи, например, проблему парковок в городе. Нужно было быстро придумать креативное решение, которое бы не повторяло другие. Третье задание – нужно было придумать оду, используя случайные предметы. Мы с ребятами придумали очень классную оду про ручку, которая улетела в космос.
На вопрос, почему меня выбрали победителем, я не смогу точно ответить. Что я для этого делал? Абсолютно ничего — просто оставался самим собой. К очному этапу я никак предварительно не готовился. Могу посоветовать прокачивать софт-скиллы, не быть занудами и выскочками. Дружба и любовь всегда побеждает, а толерантность и креативное мышление помогают в решении любых задач. Нужно не забывать, что в командной работе не бывает боссов и подчиненных. Всегда есть тот, кто ведет, но зачастую ценен именно тот, кто замыкает. Приказательный тон – уже устаревшая тема, команда работает по совсем другим принципам.
Участие в конкурсе дало мне хороший опыт, потому что пройти Потанина – это действительно нелегкая вещь. Даже само написание заявки – хорошая тренировка для самоанализа, ее полезно периодически делать. Интересно было встретиться с людьми, которые прошли во второй этап. Попадают туда совсем непростые ребята, выдающиеся — познакомиться с ними было приятно. Жаль, что все проходило онлайн, я думаю, что если бы мы общались вживую, мы бы больше сблизились и установили тесные контакты. Но думаю, что мы с ребятами еще встретимся.