О себе

В бакалавриате я учился в Петербурге ― в одном из технических вузов, где изучал нанотехнологии. Параллельно с учебой работал в другом научном институте ― там я занимался просвечивающей электронной микроскопией, которая позволяет изучать структуру материалов на атомном уровне. На микроскопе я рассматривал нановключения сурьмы внутри полупроводников на основе арсенид галлия-индия. Этот материал перспективно использовать вместо других популярных полупроводников, например кремния, в высокоскоростных процессорах, транзисторах и других электронных устройствах, так как арсенид галлия-индия обладает высокой подвижностью электронов. За одну десятую ставки в лаборатории получал 4 тысячи рублей. Столько же получал в университете в качестве стипендии. Итого ― 8 тысяч рублей.

Как и зачем поступал в магистратуру

В 2021-м я получил диплом бакалавра и стал решать, что делать дальше. Подумывал о том, чтобы продолжить обучение в магистратуре ― привлекала возможность углубить свои знания, развить научную карьеру и съездить куда-нибудь за границу по семестровому обмену.

Я давно знал про ИТМО: здесь учились два моих старших брата, и оба получили кандидатскую степень. Когда я поступал в бакалавриат ― не удалось пройти на бюджет из-за высоких проходных баллов, но магистратура стала хорошим шансом продолжить обучение там, где я изначально хотел. Кроме того, я знал, что здесь у многих научных лабораторий есть иностранные партнеры, а обучение на некоторых программах ведется полностью на английском языке. Поэтому решил, что, поступив в университет, смогу достичь своих целей. В итоге мне удалось поступить в магистратуру «Физика и технология наноструктур».

Пройти на бюджет получилось благодаря перезачету результатов итоговой государственной аттестации — я сдал государственный экзамен на «отлично» и показал высокий средний балл диплома.

Прочитайте также:

ИТМО — в тройке лидеров рейтинга вузов России с фокусом на практику

Чему учили на программе

Сама программа делилась на два равноценных трека — на русском и английском языке. Я выбрал второй вариант, потому что хотел подтянуть знание иностранного языка. Действительно так и получилось, хотя поначалу было нелегко адаптироваться к парам.

По тематике и навыкам магистратура стала продолжением бакалавриата. Как и раньше я изучал наноматериалы и нанотехнологии, но в ИТМО я углубился в новую для себя область — наноматериалы для фотоники и оптики. Также в магистратуре я стал чаще участвовать в конкурсах, грантах, конференциях и больше вовлекаться в научную деятельность. Благодаря этому в ИТМО удалось работать с разными методами спектрофотометрии, в том числе спектрофотометрами ультрафиолетового видимого диапазона и кругового дихроизма. Оба прибора используются для анализа поглощения жидких растворов и тонких пленок на разных длинах волн. В лабораториях мы исследовали поглощения квантовых точек, чтобы оценить качество синтеза и определить их размеры, а также хиральные свойства органических и плазмонных наноструктур. Такие структуры используются для создания ультрачувствительных детекторов биомолекул и селективного управления светом. Также на парах по нанотехнологиям в биомедицине нам рассказывали, как с помощью наночастиц и нагрева лазером можно находить и уничтожать раковые клетки в организме.

В магистратуре мы с коллегами из международного научно-образовательного центра физики наноструктур в ИТМО опубликовали статью в высокоуровневом журнале Applied NanoMaterials. Мы предложили простую и недорогую лазерную технологию для защиты драгоценностей из серебра от подделок. Суть метода в том, чтобы напылить набор из серебряных наночастиц на поверхность изделия и обработать их с помощью поляризованных импульсов лазерного излучения. В итоге получаются уникальные наноузоры, которые очень сложно повторить, не зная, как менялась поляризация лазера при нанесении защитной метки.

Стажировки

За время обучения в магистратуре мне в общей сложности удалось дважды съездить постажироваться в зарубежные лаборатории. Я побывал во Франции в двух университетах, где суммарно провел полтора года.

Уже во втором семестре первого курса получилось съездить на пятимесячную стажировку во французский Институт Жана Ламора — ведущий научно-исследовательский центр в области материаловедения. Объявления о таких стажировках регулярно появлялись у нас на факультете ― я просто подался и прошел отбор. Требования к кандидатам были небольшими, и одна из тематик стажировок была связана с просвечивающей электронной спектроскопией. Мне повезло — я как раз уже занимался этой областью. В итоге отправил резюме и мотивационное письмо, прошел онлайн-собеседование, и через 2–3 недели получил письмо со словами: «Поздравляем, вы прошли».

Во время стажировки параллельно учился в ИТМО и работал во Франции. Там мне платили стипендию Erasmus+ размером 550 евро, а за работу лаборантом я получал 850 евро в месяц, но половина уходила на оплату общежития. В лаборатории я занимался проектом по биметаллическим наночастицам ― такие наночастицы можно использовать как катализатор реакций или температурный наноиндикатор, но мое исследование было больше фундаментальным, чем прикладным.

На втором курсе я снова отправился во Францию ― но теперь уже на годовое обучение. В университет Mines Nancy меня пригласил известный французский специалист по материаловедению Александр Номине. Он сотрудничает с Новым физтехом ИТМО и даже приезжал поработать в наш университет, а я познакомился с ним лично на прошлой стажировке.

За этот год я научился шире смотреть на исследования. В Mines Nancy мы целой командой реализовали экологический проект по освещению ― и там нужно было не только выяснить, какие редкоземельные металлы используются в светодиодных лампах, но и посчитать, сколько нужно таких ламп, чтобы заменить лампы накаливания и уменьшить выброс СО2, каков вообще рынок светодиодных ламп, какая там конкуренция и кто готов покупать экологичные лампы. Это очень полезные навыки, которые пригодятся ученому. Параллельно с учебой я работал лаборантом и помогал другим студентам с настольным электронным микроскопом. Тогда вместе со стипендией я зарабатывал почти 900 евро в месяц, но половина также уходила на общежитие.

В сентябре 2023 года я вернулся в Россию, чтобы окончить магистратуру. На втором курсе я работал в лаборатории международного научно-образовательного центра физики наноструктур в ИТМО ― там мне платили 50 тысяч рублей в месяц. А после выпуска сразу нашел работу в индустрии ― там я на старте получал 90 тысяч рублей в месяц, а уже через три месяца из должности инженера по применению дорос до руководителя направления оптики и стал зарабатывать 150 тысяч рублей.

 

Поступить в ИТМО на бюджет можно не только по классическим экзаменам, но и с помощью конкурсов и олимпиад. Всё о поступлении на программы магистратуры ИТМО смотрите на сайте.

Антон Гладских. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO NEWS

Антон Гладских. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO NEWS

Что получил благодаря магистратуре

Перешел на руководящую должность и повысил зарплату

Зарплата в науке зависит от выигранных грантов: я посчитал, что с учетом моего опыта должно пройти 2–3 года, пока я начну зарабатывать хорошие деньги. Мне хотелось повысить доход раньше, поэтому я задумался о работе в индустрии и стал рассылать резюме и откликаться на вакансии в коммерческих компаниях.

Спустя две недели мне предложили позицию инженера в петербургской научно-производственной компании «Уран». Кстати, там особо отметили, что мою кандидатуру выбрали именно из-за образования. Руководитель был уверен, что ИТМО дает хорошие знания по оптике, к тому же многие коллеги окончили именно этот университет. Компания занимается дистрибьюцией оптического измерительного оборудования, которое используется для калибровки линз, окуляров, объективов для фотоаппаратов, телескопов и других приборов. Лично я на старте работал видеоизмерительными системами и микроскопами ― на позиции инженера мне платили 90 тысяч рублей.

А уже спустя три месяца работы меня повысили до руководителя нового направления оптики. Сейчас я получаю 150 тысяч рублей в месяц и премию, которая зависит от продаж отдела, максимально я получал 215 тысяч рублей. Можно сказать, что я служу «мостиком» между своей компанией и заказчиками. Например, клиенту нужно решить конкретную задачу, но он не ориентируется в рынке и не разбирается в узкоспециализированном оборудовании. Я провожу консультации, подбираю подходящий прибор и готовлю коммерческое предложение.

Помимо этого, я обучаю менеджеров по продажам без технического образования, как рассказывать клиентам об оборудовании, и готовлю для них презентации, а также представляю компанию на профильных выставках и езжу в командировки к иностранным поставщикам.

 

В ИТМО есть и другие программы магистратуры, связанные с управлением и бизнесом в IT ― «Информационные системы бизнеса», «Технологии и стратегии бизнес-трансформации». Смотрите полный список и учебные планы на abit.itmo.ru.

Антон Гладских. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO NEWS

Антон Гладских. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO NEWS

Научился разбираться в разном оборудовании

Во время учебы как в России, так и за рубежом  я работал с разными приборами — например, электронным и просвечивающим микроскопом, магнетронной системой напыления, спектрофотометрами ультрафиолетового видимого диапазона и кругового дихроизма.

Сейчас знание экспериментального оборудования очень помогает мне на работе. Благодаря тому, что я разбираюсь в устройствах и нужном для их работы специализированном софте, я быстро вникаю в проблему заказчика и могу предложить подходящий прибор.

Повысил уровень английского языка

Обучение на англоязычном треке магистратуры и дополнительные курсы по soft skills в ИТМО, а также стажировки в зарубежных вузах помогли мне значительно улучшить английский. Я и сейчас использую его практически везде ― от ведения деловой переписки, формирования коммерческого предложения до общения с поставщиками в командировках. Кстати, однажды на переговорах с китайскими партнерами даже удалось поработать переводчиком для своей компании. Тоже довольно интересный опыт.