Совместные образовательные программы «Молекулярная нано- и биофотоника» и «Органические материалы в лазерной технике», которые дают возможность поступившим на них студентам учиться в том числе и в магистратуре зарубежного вуза-партнера, созданы их руководителем профессором Игорем Денисюком и реализуются на кафедре информационных технологий топливно-энергетического комплекса Университета ИТМО (ИТТЭК) уже несколько лет. В течение первого года студенты обучаются в Университете ИТМО, а после успешные магистранты могут провести год в одном из зарубежных вузов. Партнерами программ выступают ENS de Cachan (Франция) и Университет Нью-Мексико Хайлендс (New Mexico Highlands University, США). По окончании магистратуры студентам предоставляется возможность защитить ВКР сразу в двух университетах. В итоге они могут получить документ как российского, государственного образца, так и диплом зарубежного вуза.
«Обе совместные образовательные программы были созданы в рамках Проекта 5-100, – рассказывает доктор физ.-мат. наук, профессор Игорь Денисюк. – Они стали результатом многолетнего разностороннего сотрудничества с профессором Изабель Леду-Рак, директором лаборатории LPQM в французском университете ENS de Cachan, и профессором Татьяной Тимофеевой из New Mexico Highlands University, США, – известными учеными, соруководителями международной лаборатории нелинейно-оптических молекулярных кристаллов и микролазеров и созданных СОП. Программы реализуются с 2014, и за это время уже пять студентов Университета ИТМО защитили диссертации во Франции и получили два диплома. Защиты магистерских диссертаций за рубежом проходят в моем присутствии как члена ГАК с трансляцией по скайпу для аттестационной комиссии, заседающей в Университете ИТМО».
При этом образование можно получить за счет средств вуза-партнера Университета ИТМО — такую возможность дает грант, заявку на который можно подать онлайн. В этом году финансовую поддержку получили четверо магистрантов, подавших заявки с помощью руководителя программ профессора Игоря Денисюка. Грант в размере 15000 долларов в год выиграли Евгений Осколков, Георгий Богданов и Сергей Ригин, которые обучаются на программе «Органические материалы в лазерной технике», – уже в сентябре они отправятся в Университет Нью-Мексико Хайлендс, США. Финансовую помощь на обучение во французском университете ENS de Cachan получила также магистрант программы «Молекулярная нано- и биофотоника» Анастасия Струсевич, которая стала обладательницей гранта в размере 1000 евро в месяц на годовой срок обучения.
О том, как устроены совместные образовательные программы в Университете ИТМО, как получить грант на обучение от иностранного вуза, какие преимущества дает обучение во Франции, а какие — в США и что необходимо учесть всем, кто еще только раздумывает об учебе за рубежом, студенты рассказали ITMO.NEWS.
Почему вы выбрали обучение именно по этой программе и чем руководствовались при выборе вуза за границей?
Анастасия Струсевич (едет в Ecole Normale Superieure de Cachan (ENS de Cachan), Франция): Для моей программы не нужно знать французский, она полностью на английском, которым я владею на достаточном уровне, чтобы жить и учиться за рубежом. Это, безусловно, повлияло на мой выбор. А второй аспект: в отличие от других программ, которыми я интересовалась, эта программа дает возможность получить грант именно со стороны Франции — это 1000 евро в месяц в течение года обучения, что позволяет не задумываться о «выживании» за границей.
Георгий Богданов (едет в Университет Нью-Мексико Хайлендс — New Mexico Highlands University (NMHU), США): Я узнал об этой программе тогда, когда она еще только появилась — это было около трех лет назад, тогда я работал в Университете ИТМО. Уже в то время я подумал, что, когда дойду до магистратуры, обязательно попробую поступить. На этой программе изначально все было понятно — как оформляется грант, как он распределяется и на какие деньги я смогу жить уже на месте. Это послужило основным фактором при выборе.
Евгений Осколков (едет в Университет Нью-Мексико Хайлендс — New Mexico Highlands University (NMHU), США): Как мне кажется, США является наиболее популярной страной для получения образования в нашей сфере. В Париже я почти не слышал об университетах, кроме того, куда едет Настя, которые бы активно и на должном уровне занимались теми направлениями, которыми мы занимаемся здесь. В США возможностей и перспектив больше.
Какие этапы необходимо пройти во время подачи гранта? Сколько времени заняло оформление документов?
Анастасия Струсевич: На нашей кафедре мы вовремя можем получить всю необходимую информацию. Мой научный руководитель очень пристально следил за тем, чтобы я вовремя подала документы и ничего не пропустила.
Первый этап, без которого не получится подать заявку на грант: безусловно, нужно хорошо учиться, чтобы не было долгов. Второй момент: при подаче заявки преподаватели пишут рекомендательные письма, поэтому нужно изначально хорошо зарекомендовать себя, быть ответственным, заниматься научной работой. Ведь если студент даже и хочет поехать за рубеж, но не выполняет минимальных требований, вряд ли кто-то будет ручаться за него. Это интуитивно понятно.
Что касается технических моментов: необходимо собрать перечень документов. Это диплом и его перевод, а также портфолио — информация о тебе и твоих достижениях, публикациях, если они есть. Публикации и выступления на конференциях – хороший бонус для тех, кто хочет учиться за рубежом. Помимо портфолио и диплома нужны были такие документы, как паспорт, аннотация научной работы, мотивационное письмо и анкеты, которые предоставлял французский университет. В целом вся информация по программам всегда открыта, поэтому разобраться можно. В моем случае оформить документы, подать заявку и получить результат удалось примерно за два месяца. 5 мая был дедлайн, в конце июня я узнала, что меня взяли на программу и что по гранту я тоже прошла.
Георгий Богданов: На грант мы также собирали отдельный пакет документов. В нашем случае это перевод диплома, который мы делали через международный отдел нашего университета, список текущих оценок, CV, список публикаций, сданный тест по английскому языку — в моем случае это TOEFL, Евгений сдавал IELTS. И, кроме того, рекомендационные письма: достаточно двух, но можно на всякий случай собрать и четыре, как сделал я. И, наконец, мотивационное письмо. Все документы мы отправляли как сканами, так и в бумажном виде через курьерскую службу в США, в вуз, в который мы планируем поехать. Сначала наш университет предоставил рекомендательные письма, а после мы напрямую общались с представителем вуза-партнера. До сих пор мы можем уточнить у ассистента любые вопросы.
Евгений Осколков: Документы, подтверждающие, что мы можем ехать в университет, пришли к нам уже в начале июня. Учитывая, что все документы в бумажном варианте мы прислали им в середине мая, все прошло очень оперативно. Проблем не возникло.
Как будет строиться исследовательская работа в зарубежном вузе-партнере? Удастся ли продолжить исследования, которыми вы занимаетесь в Университете ИТМО?
Анастасия Струсевич: Да, в ENS de Cachan есть смежное направление. И мне говорил научный руководитель, что есть возможность продолжить во Франции ту работу, которую я начала здесь. Там есть хорошее оборудование, на котором можно проводить все необходимые исследования. И это очень здорово, потому что наработки уже есть. Я занимаюсь фотонными технологиями. Моя работа посвящена синтезу нелинейно-оптических кристаллов органической соли под названием DAST, я исследую нелинейно-оптические свойства композита, состоящего из полимера и нанокристаллов DAST. Такой композит благодаря своим свойствам и возможности создавать в его объеме 2D- и 3D-структуры может применяться в лазерной технике и фотонике.
Полимеры — сейчас в целом достаточно активно развивающееся направление, постепенно исследователи по всему миру открывают все новые и новые их свойства, поэтому исследования в направлении композитных материалов и их новых свойств – это достаточно перспективно. Этой работой я хотела бы продолжить заниматься и во Франции.
Георгий Богданов: Сейчас я занимаюсь областью, которая в большей степени связана с экологией, — это модификация полимеров, которая необходима для их дальнейшей утилизации. Мне интересно развиваться как в этой области, так и делать исследования, связанные с биологией, медициной. Возможности для развития в этой области в New Mexico Highlands University есть. В целом же я не привязываюсь к одному исследованию. Напротив, я хотел бы заняться и другой работой, расширить кругозор.
Евгений Осколков: Мое текущее исследование также связано с полимерами. А именно с работой с композитными полимерными материалами биомедицинского назначения: от материалов для протезирования до микросенсоров на различные виды бактерий, различные виды тяжелых металлов и так далее. Насколько я знаю, возможность продолжить мои исследования там есть — есть и лаборатории, и оборудование, и специалисты
Будет чем заняться в свободное время? Какие возможности предоставляет вуз-партнер?
Анастасия Струсевич: Там почти все, как у нас. При этом все корпуса расположены компактно, далеко ездить не нужно. В ENS de Cachan есть различные секции, кружки, можно записаться куда угодно. При этом записываться необходимо по клубному принципу: платите годовой взнос и становитесь членом клуба, можете посещать секции, участвовать в соревнованиях. У них есть волейбол, баскетбол, бассейн, танцы. Я занимаюсь бальными танцами, поэтому мне было важно, что я могу не прерывать занятия на целый год.
Георгий Богданов и Евгений Осколков: В Университете Нью-Мексико Хайлендс есть восемь корпусов общежитий. Если вы предпочитаете этот вариант, можно выбрать комнату — одноместную, двухместную, трехместную. Общежитие оплачивается вперед на весь семестр, как и план питания, который также, разумеется, есть в вузе. Но можно и арендовать жилье самим. И именно к этому варианту мы склоняемся. Инфраструктура самого вуза включает спортивный комплекс, бассейн, библиотеки, концертные залы, для студентов все бесплатно. Кроме того, там есть специальные классы, где можно заниматься видео-, фотомонтажом, что, собственно, есть и у нас.
Как будет проходить защита диплома? Есть ли возможность защитить одновременно дипломы двух вузов — российского и вуза-партнера?
Анастасия Струсевич: Да, такая возможность есть. И это еще один фактор, благодаря которому я сделала выбор в пользу этой программы, — это то, что мне не нужно будет защищаться два раза. Я буду защищать итоговую работу один раз, во Франции, защита будет проходить на английском языке. Туда же, во Францию приедет мой научный руководитель. Кроме того, будет проводиться Skype-трансляция совместно с комиссией Университета ИТМО. Мне не нужно будет приезжать сюда, снова защищаться здесь и оформлять все на русском.
Однако я не планирую оставаться после завершения обучения во Франции. Почему в целом я решила учиться за рубежом? Я считаю, что девушкам в технической сфере в принципе сложно найти работу, и диплом европейского вуза будет ощутимым бонусом, который в будущем поможет мне найти себя именно в технической сфере. Кроме того, участие в такой программе даст прекрасный опыт проживания за рубежом, общения с людьми другой культуры.
Евгений Осколков: У нас ситуация несколько другая. Если в случае с программой совместно с Францией это два года обучения — два диплома, мы должны проучиться год здесь, год там, защитить диплом здесь и, если мы хотим второй диплом, то нам необходимо учиться еще год в США.
Георгий Богданов: Но в то же время присутствовать в России на защите не обязательно. И здесь комиссия может собираться по скайпу. Что касается диплома американского вуза, надо присутствовать лично. Защита происходит одновременно, здесь на русском, а там на английском. Диссертация при этом одна.
Безусловно, обучение в США — это уже плюс в портфолио, но я планирую, в первую очередь, окончить магистратуру и получить диплом в том числе и зарубежного вуза. Это в любом случае станет хорошим подспорьем для дальнейшего карьерного роста, независимо от того, в какой стране я буду применять свои знания.