Про зимнюю школу по международному бизнесу в Пражском университете финансов и управления (International Winter Program 2019 Prague University of Finance and Administration) и желание отправиться туда
Степень бакалавра я получил в Университете ИТМО на факультете фотоники и оптоинформатики. С первого курса бакалавриата я понимал, что хочу заниматься чем-то помимо физики, и меня привлекало предпринимательство. Я стал участником команды по решению бизнес-кейсов, в которую вошли также студенты СПбГУ. На протяжении четырех лет мы принимали участие в различных чемпионатах. В результате в 2016 году мы стали чемпионами Санкт-Петербурга, решали бизнес-кейсы от известных консалтинговых компаний корпораций, таких как McKinsey и Oliver Wyman, а также от корпораций Mars, Unilever, МТС, Райффайзенбанк и других. Таким образом, к моменту обучения в магистратуре я накопил больше опыта в бизнесе и консалтинге, несмотря на то, что на последнем курсе бакалавриата стажировался в Тринити-колледже (Дублин, Ирландия). Тогда я работал над научным проектом по мегагранту совместно с немецкими коллегами, поэтому отправился на три месяца в лабораторию Тринити-колледжа в рамках программы Erasmus.
Уже в магистратуре я решил, что хочу работать над международными проектами. Я стал искать возможности подтянуть английский и пообщаться с зарубежными специалистами и студентами – краткосрочная поездка один из вариантов. Я нашел зимнюю школу на сайте-агрегаторе международных программ. Зимняя школа, в которую я отправился, была посвящена международному бизнесу и проходила в Университете финансов и управления Праги – это самый крупный частный университет Чехии. Программа длилась 10 дней – с 22 по 31 января, шесть из них включали лекции. Всего участники программы прослушали двадцатичасовой лекционный курс по международному бизнесу, а в конце нас ожидал экзамен.
Лекции
Темы лекций были разными. Например, мы рассматривали деятельность международных организаций, которые контролируют международный бизнес, затрагивали темы делового общения, изучали правила ведения международных переговоров. Начинали обучение с базовых вещей – понимания различий в восприятии определенных действий разными национальностями. Лектор, который читал нам курс, преподает в университете студентам-чехам, поэтому у него была возможность сравнить реакции на тот или иной материал.
Я почувствовал разницу в своей подготовке между и участников из Европы. Многие темы в сфере международного бизнеса они проходили в рамках обучения в университете, например, разбираются в деятельности Всемирной торговой организации (World Trade Organization) и Всемирного банка (The World Bank), а я практически ничего не знал про эти организации. Также ощущается разница в культуре преподавания и обучения: если у нас лекции преподаются в виде монолога в большинстве случаев, то в Европе это всегда диалог студента и преподавателя. Нормальная ситуация, когда преподаватель задает аудитории вопрос, и студенты рассуждают на заданную тему минут 30. За это время много удается узнать в профессиональном контексте от сверстников.
За время обучения мы рассмотрели много кейсов из международного бизнеса. Так, изучали ситуации выхода компаний на иностранные рынки и те препятствия, с которыми они сталкиваются, а также решения, которые позволяют им закрепиться на рынке. Например, в одном из кейсов мы рассматривали, как американская нефтяная компания, выходя на азиатский рынок, где практически никто не понимал ценность нефти и не было распространено машиностроение, стала производить горелки для освещения, которыми население сразу заинтересовалось. Так, представители решили проблему сбыта товара, производя новый продукт, который потребляет их же топливо. Также преподаватель давал нам тесты, которые порой не могли решить даже представители тех национальностей, об особенностях которых были вопросы.
Участников было порядка 50 человек, половина из них представляла Китай. Также были ребята из Германии, Мексики, Чили и даже Таиланда. Я очень рад, что из русскоязычных участников был только я, поэтому все эти 10 дней общение с иностранцами проходило только на английском. Это очень крутой опыт, потому что даже когда ребята уезжают по обмену, то всегда находится какое-то русскоязычное комьюнити, и ты ради комфорта варишься в нём, а не вливаешься в интернациональную тусовку. К слову, организаторы программы требовали подтверждение знания английского, мне помог внутренний сертификат Университета ИТМО, который я получил еще в бакалавриате.
Экзамен и 3 ECTS бонусом
В конце программы участников ожидал экзамен, после которого все получали три академических кредита (ECTS). Эти кредиты можно перезачесть в своем университете, если обратиться в образовательный отдел. Я сдал экзамен на Grade A, всего сдавших на этот балл было порядка 10 % от всех участников. Мы ожидали несложный экзамен, а зря – экзамен длился полтора часа, включал четыре теста по 40 вопросов в каждом. Большинство участников программы сдали на оценки B и C. Один из тестов включал вопросы, которые мы не затрагивали на лекциях, поэтому было нелегко.
Музей LEGO, пивной завод и средневековый ресторан со змеями и собаками
Помимо лекций, была интересная культурная программа – от классических экскурсий по историческим местам и старому городу до посещения завода-музея пива и музея LEGO. Также мы посетили организацию CzechTrade, которая занимается поддержкой чешских компаний, занимающихся экспортом и импортом. Сотрудники этой компании рассказывали нам об особенностях международной торговли.
У нас были очень классные организаторы – сотрудники университета. В Facebook они постоянно агитировали нас интересно провести досуг: сходить в боулинг, на исторический квест по городу или в караоке-клуб, который является пражским филиалом нашего Poison на Рубинштейна – эти заведения открыли одни и те же люди. Все участники жили в студенческом отеле – это один из корпусов общежития, но оборудованный для специальных гостей.
Последний день был посвящен церемонии закрытия и награждению. Прощальный ужин прошел в очень антуражном месте – в ресторане старого города, расположенном в одном из подвалов старого замка. В этом ресторане не было электрического освещения – только свечи, не было обозначений эвакуационных выходов, зато все, как викинги, ели руками, а вокруг ходили люди со змеями и собаками. Это был настоящий средневековый пир.
Финансовая помощь от Университета ИТМО
В Университете ИТМО я учусь на программе «Технологическое предпринимательство» ФТМИ. Чтобы получить финансовую поддержку от вуза для частичного покрытия расходов по краткосрочной стажировке, необходимо подать документы на конкурс. Следует иметь в виду, что программа, на которую отправляется студент, должна соответствовать его образовательному профилю. Если бы я продолжил обучаться физике, я бы не смог рассчитывать на поддержку Университета ИТМО в этой поездке. По результатам конкурса 70 % от полной стоимости программы покрыл Университет ИТМО.
Я выбирал между тремя программами – в Чехии, Франции и Германии, однако Франция и Германия не подходили по стоимости и датам. Также для меня было важно, чтобы место, куда я еду, было проверенным, чтобы можно было найти отчеты прошлых выпусков и отзывы, поэтому выбор пал на школу по международному бизнесу в Праге.