Каналы коммуникации

Каждый руководитель сталкивается с проблемой: как привлечь будущих студентов на магистерские программы? И не просто студентов, а лучших из лучших — не только по уровню подготовки, но и по исследовательскому и научному потенциалу.

Первостепенное значение имеет выбор канала коммуникации, через который до абитуриентов доходит информация об имеющихся в университете образовательных направлениях, и адекватное представление информации — сообщения. Например, один из традиционных способов — приказ с перечнем вступительных экзаменов (сообщение), вывешенный в коридоре (канал коммуникации). Но он работает не эффективно. Во-первых, приказ написан сухим канцелярским языком. Абитуриенты не смогут или не захотят его расшифровать, ведь их этому не учат. Во-вторых, 70% магистрантов — из других городов, то есть потенциальные абитуриенты физически не смогут увидеть объявление о наборе.

Поэтому всю информацию о программе, вступительных испытаниях и требованиях к абитуриентам нужно писать понятным языком и распространять через более широкие каналы коммуникации, например, таргетинг на выпускников других вузов с подходящими специальностями. Это может быть реклама в соцсетях, e-mail рассылка, контекстная реклама и другие виды коммуникации.

Встреча для руководителей образовательных программ «Сила притяжения, или Стратегия развития образовательной программы»
Встреча для руководителей образовательных программ «Сила притяжения, или Стратегия развития образовательной программы»

Целевая аудитория

Но прежде всего мы должны точно определить, кому мы отправляем свое сообщение, какие абитуриенты нас интересуют: недавние выпускники или специалисты с опытом, выпускники каких-то конкретных вузов, конкретных направлений, какой уровень подготовки у них должен быть, какие цели они преследуют, и так далее.

Необходимо четко понимать и потребности абитуриентов, что они хотят получить от магистерской программы: быстро и успешно трудоустроиться или заняться глубокими исследованиями и строить научную карьеру? Хотят ли они повысить квалификацию или их интересуют только “корочки”? Какие профессиональные связи они хотят развивать и для чего они вообще идут в магистратуру?

Встреча для руководителей образовательных программ «Сила притяжения, или Стратегия развития образовательной программы»
Встреча для руководителей образовательных программ «Сила притяжения, или Стратегия развития образовательной программы»

Очень важно следить за тенденциями и трендами на рынке образовательных программ, изучать конкурентов не только по магистерским направлениям, но и по другим форматам обучения: это и онлайн-курсы, интенсивы, зимние и летние школы, смешанные программы. Понятно, что потенциальная аудитория ищет для себя наиболее эффективные, быстрые и дешевые курсы, и в борьбе за нее необходимо четко расписать все конкурентные преимущества именно вашей программы: в чем ее уникальность, какую выгоду получит абитуриент.

Методы продвижения

Главным каналом коммуникации с абитуриентами сейчас являются соцсети. У магистратуры Университета ИТМО есть своя страница, на ней публикуется подробная программа обучения и вступительные испытания по всем направлениям. Также на этой площадке размещаются новости, статьи, интервью с преподавателями и студентами, личные истории выпускников — все это работает на продвижение и информирование абитуриентов. Но проблема в том, что эта информация достигает только тех, кто уже состоит в этой группе, то есть уже заинтересованных.

Таргетинг

Встреча для руководителей образовательных программ «Сила притяжения, или Стратегия развития образовательной программы»
Встреча для руководителей образовательных программ «Сила притяжения, или Стратегия развития образовательной программы»

Чтобы расширить охват, можно использовать таргет-доставку информационных сообщений. Пол, возраст, географическое положение, вуз, интересы, тематические группы — чем точнее удастся определить эти параметры, тем успешнее будет рекламная кампания, ведь она точно достигнет именно тех людей, которые нужны.

Целевая реакция такой кампании — переходы по ссылке или вступление в группу Магистратуры. По ним идут люди, которые уже заинтересовались конкретной программой и хотят больше узнать о ней. Они попадают на паспорт программы на abit.ifmo.ru — и тут очень важно, чтобы описание было полным, доступным и привлекательным. Рекомендуется указать здесь не только перечень вступительных испытаний и требований, но и список подготовительных материалов, онлайн-курсов, которые помогут студентам подтянуть свой уровень знаний до необходимого для обучения.

Поступление 2020. Источник: abit.itmo.ru
Поступление 2020. Источник: abit.itmo.ru

Также важно перечислить и все конкурентные преимущества именно вашего направления и подробно расписать программу обучения. Так, исследование среди магистрантов первого и второго курса Университета ИТМО, которое проводилось Управлением стратегического развития в феврале-марте 2018 года, показало, что трети магистрантов не хватило при поступлении информации о перспективах трудоустройства по окончании обучения, о местах практики, содержании дисциплин и преподавателях.

Реклама и рассылки

Еще один способ продвижения — это контекстная реклама, она работает с теми, кто уже ищет что-то связанное с магистерскими программами или образовательными курсами, возможно, других вузов. Контекстная реклама настраивается по ключевым словам и словосочетаниям. Таким образом можно продвигать те программы, которые не ассоциируются непосредственно с Университетом ИТМО, например, пищевые или биохимические технологии.

Другой действенный инструмент — это e-mail рассылки. Их можно рассылать по базе бакалавров, а также тех, кто пытался поступить в предыдущие годы, кто проходил онлайн-курсы университета. Главное, чтобы рассылка была хорошо оформлена и была информативной.

Алёна Гупаисова
Алёна Гупаисова

Взаимодействие со СМИ

Через новости можно рассказывать обо всем важном, что у вас случилось: коллектив опубликовал статью в научном журнале, студент или профессор получил премию, состоялось какое-то мероприятие или открытая лекция. Эти новости могут размещаться на портале ITMO.NEWS и могут быть подхвачены и перепечатаны другими изданиями, что расширяет вашу аудиторию.

К тому же, СМИ могут обратиться за комментарием эксперта по какому-либо горячему инфоповоду или спросить мнение по какой-то актуальной теме. Все это работает на продвижение ваших программ, позволяет большему числу людей узнать о ней.

Расширять аудиторию можно и участвуя в массовых мероприятиях, связанных с образованием и наукой: открытые лекции, фестивали, выставки, различные ярмарки, даже не обязательно научно-популярной направленности.

С чего начать руководителю образовательной программы

Продвижение — это комплексный и длительный процесс, поэтому начинать готовиться нужно заранее. Проверьте свою готовность к старту приемной кампании 2020 по следующим критериям и, если требуется помощь, обращайтесь в Департамент магистратуры и ДСК.

  • Изучите своих студентов, опишите в отдельном документе их увлечения, откуда они приехали, в каких вузах учились, на каких специальностях, как узнали о программе, и т.д.
  • Проверьте описание своей программы на сайте abit.itmo.ru. Критично оцените написанные тексты: достаточно ли они понятные? Легко ли их читать? Отражают ли они всю полноту картины? За год страницу Магистратуры на сайте abit.itmo.ru посещает больше 200 тысяч человек.
  • Сделайте буклет о программе, оформленный в едином корпоративном стиле университета. С оформлением вам могут помочь в рекламном отделе. Берите буклеты с собой на мероприятия и встречи, где могут быть потенциальные абитуриенты.

  • Организуйте Онлайн-ДОД. 70% абитуриентов магистратуры — иногородние, поэтому им сложно приезжать на очные мероприятия в Петербург. При этом поколение, поступающее сейчас в магистратуру, прекрасно умеет пользоваться всеми онлайн-сервисами. Чтобы организовать онлайн-трансляцию презентации вашей программы, свяжитесь с Алёной Гупаисовой.
  • Используйте для продвижения группу Магистратуры в социальных сетях. Присылайте новости, рассказывайте об интересных студентах, преподавателях, работах, исследованиях, экскурсиях в лабораторию и т.д.
  • Рассказывайте о том, что происходит у вас на программе, ITMO.NEWS — редакции новостного портала Университета ИТМО. Если вы, ваши преподаватели или магистранты опубликовали статью в научном рецензируемом журнале с высоким импакт-фактором или получили премию / патент / награду — редакция может рассказать об этом на сайте news.itmo.ru, который читает ежемесячно более 15 тысяч человек.
  • Обращайтесь в ДСК, чтобы сделать видео, онлайн-трансляцию или подкаст. Как правило, открытые лекции (вне учебного курса со свободным посещением) посещает 30-150 человек, благодаря онлайн вы сможете увеличить охват аудитории в 10 раз.
  • Заказывайте таргетированную и контекстную рекламу для своей программы через Департамент магистратуры или ДСК. Мы поможем найти ваших абитуриентов и адресно доставить им ваше сообщение, которое оформят дизайнеры.

Важно помнить, что эти инструменты не отменяют те способы привлечения абитуриентов, которые вы уже используете, а лишь дополняют их. Каждый руководитель сам выбирает те каналы (инструменты), которые, на его взгляд, лучше подойдут его программе.

Перейти к содержанию