Создаем культуру взаимного обучения
Менторская программа Университета ИТМО была запущена в октябре 2019 года. О старте приема заявок студенты вуза могли узнать из официальных социальных сетей, а потенциальные менторы получили рассылку с предложением принять участие в проекте.
«Откликнулось более 70 человек. Неплохо для пилотного потока программы, но мы проведем работу над ошибками, чтобы сделать следующий запуск еще лучше», — рассказала менеджер центра организации творческих и корпоративных проектов Людмила Цой.
В своих анкетах студенты указывали те аспекты, над которыми они хотели бы поработать. Например, перенять опыт запуска и ведения бизнеса, получить консультацию по карьерной траектории, поиску работы — и в целом помощь в самоопределении в профессии.
«В соответствии с резюме ментора и анкетой студента мы составляли пары из тех людей, которые потенциально могли бы сработаться и помочь друг другу. Если мы понимали, что среди менторов нет того человека, который нужен менти, но среди наших выпускников он есть, то мы отправляли письма напрямую и приглашали на программу», — добавила Людмила Цой.
В пилотном запуске программы приняли участие 23 пары. Были случаи, когда в команде менялся партнер; кто-то из менторов вызывался работать сразу с несколькими студентами, а какие-то пары из-за занятости ментора начали работу чуть позже. Но тем не менее, это не помешало всем участникам наладить продуктивное общение в течение этих месяцев. Официально проект завершился 13 февраля, но многие участники планируют продолжить консультации.
Одна из задач, которая сегодня стоит перед организаторами: рассказать студентам технического вуза, зачем им ментор и как он может помочь.
Активное участие в таких программах — это в том числе вклад в поддержку сообщества ITMO.Family. Он на деле показывает, почему так важно и полезно быть частью сообщества и какую практическую пользу это может принести.
Истории менторов и менти: зачем нужно менторство?
Не кураторство, а взаимовыгодный обмен: как выпускница решила помочь студенткам определиться с карьерной траекторией, но в итоге и сама чему-то научилась.
«Я окончила магистратуру ИТМО четыре года назад, опыта менторства у меня не было. Поэтому, когда получила письмо, то решила попробовать. Студента и ментора подбирали по профессиональной деятельности, а так как у меня достаточно специфичный профиль: пищевые технологии, то мне прислали анкеты двух девочек, которые как раз учатся на похожем направлении. В итоге я не смогла выбрать одну и взяла обеих. Наше общение было взаимно полезным. Я делилась своим опытом, а они подсказывали что-то мне. Студентки больше знают о soft skills, когда мне нужно было для работы прописать цели на 2020 год, то они скинули мне целую презентацию! Мне понравилась программа, думаю, что это здорово — на добровольных началах помогать друг другу, поддерживать и расти вместе», — поделилась своим опытом выпускница Университета ИТМО, ведущий технолог европейской компании по производству хлебцев Ульяна Петрова.
Программа глазами опытного ментора: как дела наставника продолжают жить в его учениках
«В менторство я приходил постепенно. Около пяти лет преподавал в Политехе, помогал студентам с проектами — и так понемногу начал приобщаться к теме наставничества. Позже я вступил в программу фонда “Рекурсия” от ИТМО и МГУ, где стал уже полноценным ментором. Теперь принял участие в программе ИТМО. Если говорить о моей мотивации, то я понимаю, что за свою жизнь просто не успею добиться всего, что запланировал. Так что мои менти — это люди, в которых я вкладываю частичку себя и в которых продолжает жить мое дело. Я работал со студентом, который заинтересован в создании собственного стартапа. Мы ставили конкретные цели, обсуждали его резюме. Но работа еще не окончена, так что финиш программы — это не повод прекращать консультации. Надеюсь, что мы и дальше будем общаться, делиться опытом и успехами», — рассказал предприниматель, аспирант Университета ИТМО Наиль Гафуров.
Студенты в проекте: «Мы пришли за советом, поддержкой и лучшими практиками в своей сфере»
«Так сложилось, что я сам выбрал себе ментора. Когда узнал о программе, то сразу подал заявку. В группе личностного роста студентов я увидел пост, что выпускник ИТМО, специалист в консалтинге и менти Германа Грефа будет одним из менторов. Я написал организаторам и попросил направить меня именно к нему. Главной причиной, почему я решил вступить в проект, было желание определиться с будущим: куда двигаться, чтобы достичь моих целей. Ментор еще на первой встрече дал мне совет, что почитать и что посмотреть по теме, потом мы обсудили разные специализации и траектории развития в них. Сейчас по наводке наставника я прохожу курс по психологии, чтобы лучше понять себя и наконец выбрать то направление, которое мне нужно», — поделился впечатлениями студент Университета ИТМО Усман Камалутдинов.
Выпускник — это человек, который уже прошел путь студента, поэтому он понимает его боли и страхи, может помочь преодолеть их и стартовать в профессии.
«Когда я узнала о программе, то мне захотелось поддержать это начинание. На мой взгляд, обмен опытом между выпускниками и студентами очень важен, так как выпускники уже были на месте студентов и знают, на что стоит обратить внимание и чему надо посвятить больше времени. Студенты еще не знают, что их ждет впереди, поэтому помощь выпускников может стать для них хорошим ориентиром и дать уверенность в своих силах. Мне повезло с ментором, он писал мне замечательные и объемные тексты с полезной информацией, давал ссылки на литературу и статьи. В отличие от разговора с преподавателем или другим сотрудником вуза, беседы с ментором более неформальные, у него можно спросить то, что стесняешься уточнить у других», — рассказала студентка Университета ИТМО Александра Крот.
Менторство как нетворкинг и вход в сообщество экспертов.
«Я хотел обсудить с состоявшимся специалистом то, в каком направлении мне двигаться, какие компетенции нужны для работы и старта карьеры. Ментор подсказал несколько лояльных компаний, а также дал ссылки на полезные курсы. Кроме того, он регулярно приглашал меня на личные встречи с экспертами, которые тоже делились ценной для меня информацией», — рассказал студент Университета ИТМО Александр Кудинов.