Основная задача мероприятия — познакомить общественность с направлением цифровой гуманитаристики, предоставить площадку для обсуждения всем, кто заинтересован в Digital Humanities, и получить новые навыки.
Первая DH Week была организована DH центром ИТМО в январе 2019, а в прошлом году участие приняли более 200 слушателей и 15 спикеров, которые провели 12 лекций и воркшопов.
В этом году мероприятие открылось пленарной дискуссией с директором DH центра ИТМО Антониной Пучковской и ее давними коллегами: профессором Нью-Йоркского университета Кимоном Керамидасом и профессором Дэвидом Уризли из отделения Нью-Йоркского университета в Абу-Даби. Они поговорили о специфике преподавания DH в вузах, непонимании коллег, плюсах и минусах работы с институциями и развитии цифровой гуманитаристики как научного направления.
Цифровая гуманитаристика в России и в мире
Первой темой, которую обсудили спикеры, стала проблема формирования сообщества специалистов digital humanities — насколько важно искать соратников, налаживать связи с коллегами и объединяться в комьюнити. Для России это особенно острая проблема: если в западных странах компьютерные и цифровые методы внедряются в гуманитарные науки весьма активно и достаточно давно, то в нашей стране такой интердисциплинарный подход все еще встречает непонимание как у научного сообщества, так и культурных институций.
«Четыре года назад я попала на DH Week в Нью-Йорке: тогда я и познакомилась с международным сообществом, встретила коллег, в частности, Кимона. Проблема, с которой я столкнулась по возвращении — это отсутствие в России такого же сплоченного и дружелюбного комьюнити. Да, в то время уже существовали лаборатории в ВШЭ, Красноярске, Перми — но вот прям единого сообщества не было, его нужно было создавать с нуля. Это было одним из стимулов, чтобы создать магистерскую программу: мы привлекаем студентов к работе над DH-проектами и тем самым расширяем наше комьюнити. И такое мероприятие, как DH Week в Петербурге — это как раз попытка собрать людей, познакомить их с цифровой гуманитаристикой и научить их использовать компьютерные методы в своих исследованиях. В идеале мы хотим не только создать мощное комьюнити DH-специалистов, но и интегрировать его в международное сообщество — это даст новые возможности для создания интересных проектов», — рассказывает директор DH Центра ИТМО Антонина Пучковская.
Кимон Керамидас и Дэвид Уризли, в свою очередь, отметили тот невероятный прогресс, с которым развивается направление цифровой гуманитаристики в России — учитывая, что зародилось оно всего лишь несколько лет назад. Профессор Керамидас вспомнил, как тяжело было на первых порах убедить университеты и институции Нью-Йорка поучаствовать в первых DH-мероприятиях и поделиться своими знаниями и экспертизой. А Дэвид Уризли подчеркнул, что успехи DH в России во многом обязаны как раз открытости государственных институций к переменам.
«Я поражен, как культура DH растет в России — в частности, благодаря ИТМО. Это говорит не только о силе чистосердечной страсти и мотивации отдельных людей, но еще и об открытости институтов и их готовности к изменениям. Я уверен, что у многих университетов мира есть большой интерес к DH, но также есть и страх перед изменениями, нежелание что-то менять и пробовать новое», ― сказал он.
Антонина Пучковская отметила, что в контексте России установить новую научную дисциплину через одни лишь дискуссии практически невозможно. Чтобы завоевать доверие культурных институций и признание научного сообщества, необходимо демонстрировать готовые проекты и выдавать результаты — причем максимально быстрые и эффективные.
Петербург находится в выигрышном положении: здесь особенно трепетно относятся к вопросам культурного наследия и его популяризации, а культурные институции обладают обширными базами данных и разнообразным контентом, который нуждается в глобальной цифровизации и приведении его в более доступный и понятный вид.
Подход к обучению
Еще одним важным пунктом обсуждения стал вопрос обучения студентов такой дисциплине, как цифровая гуманитаристика, которая, во-первых, все еще является достаточно экспериментальной и новаторской, а во-вторых, предполагает междисциплинарный подход на стыке компьютерных, технических и гуманитарных наук. Чему именно учить студентов и как это делать правильно?
Антонина Пучковская рассказала об опыте запуска магистерской программы в ИТМО: первая проблема, с которой пришлось столкнуться, это адаптация уже существующих в университете программ обучения программирования под нужды цифровых гуманитаристиков.
«ИТМО больше всего известен именно как ИТ-вуз. Но проблема в том, что преподаватели университета знают, как учить программированию на Python и R — это в принципе не самые сложные языки. Но они не всегда понимают, как адаптировать свою программу обучения для студентов с гуманитарным бэкграундом, как сделать ее более доступной, чтобы студенты поняли, как применять эти навыки в своих проектах, ― говорит она. ― Плюс у нас также есть студенты с бэкграундом в ИТ, которым нужно дать базовые знания по гуманитарным дисциплинам, вроде философии науки. А еще нужно дать софт-скиллы: научить визуализировать полученные данные и презентовать проекты. Мы еще в процессе доработки нашей магистерской программы, постоянно меняем ее и пытаемся сделать более полезной для наших студентов — число которых, к слову, ежегодно увеличивается».
Кимон Керамидас подчеркнул, что важно не просто научить студентов программированию, но также дать глубокое понимание того, как работают алгоритмы, как именно собираются датасеты, как определяется релевантность информации. В качестве примера он привел один из не самых удачных проектов своих студентов: они пытались проанализировать, как описывается будущее в произведениях научной фантастики, но в качестве базы взяли тексты из открытых источников, ценность которых чаще всего крайне низка (ведь действительно значимые и качественные произведения не выкладывают в общий доступ).
Он также отметил, что DH-исследования требуют высокого уровня экспертизы сразу во многих дисциплинах одновременно, поэтому на первых порах, когда опыта мало и эрудиции не хватает, очень важна менторская поддержка от старших коллег и наставников.
«Что касается обучения: я не занимаюсь этим один, я постоянно приглашаю специалистов вести лекции. Я сам не могу обучать этим вещам на уровне компетенций моих коллег. Это еще одна яркая черта, отличающая DH от других специальностей — она требует экспертизы из многих областей», — заключил он.
Изоляция или объединение
Дискуссия продолжилась обсуждением изолированности DH-исследователей и одновременно потенциала дисциплины как точки объединения специалистов из совершенно разных сфер. Дэвид Уризли рассказал о начале своей научной карьеры в качестве европейского медиевиста — что привело к полной изоляции от коллег при его переезде на Средний Восток. Новый интердисциплинарный подход также долгое время не встречал понимания в академической среде Абу-Даби: причем ни со стороны специалистов по машинному обучению и большим данным, ни среди коллег по гуманитарным наукам.
«Потенциальные партнеры среди институций занимаются тем, что интересно конкретно им — это главное, что нужно понимать при работе с ними. Изначально они могут не понимать, зачем вы им нужны со своими цифровыми технологиями. Но особенность DH-исследователей как раз в том, что они могут собирать вокруг своей темы людей из совершенно других специальностей. Потому что цифровые методы объединяют всех нас как исследователей: в челленджах, которые стоят перед нами, способах взаимодействия с объектами исследований, в методах, которыми мы добываем информацию. Хотя сама по себе миссия — построить единое комьюнити — может заставить остро чувствовать свое одиночество, ведь далеко не все понимают значимость и важность таких интердисциплинарных исследований», — отмечает профессор.
Кимон Керамидас подтвердил, что также часто сталкивается с непониманием и даже сопротивлением коллег из научного сообщества. В лаборатории DH в Нью-Йоркском университете студенты занимаются весьма экстравагантными экспериментами, вроде исследования роли мороженого в американском хардкоре. Но чем больше появляется действительно качественных проектов, тем охотнее институции идут на сотрудничество.
Примером этого выступает масштабный, и по многим параметрам пионерский, проект Sogdians: Influencers on the Silk Road. Это полноценная цифровая экспозиция об истории Шелкового пути, созданная на базе галереи искусства Азии Freer-Sackler Смитсоновского института в коллаборации с Государственным Эрмитажем.
«Долгое время музеи серьезно опасались, что выкладывание цифровых версий экспонатов в онлайн приведет к оттоку посетителей. Но на самом деле случилось обратное: люди буквально повалили в музеи. Все это благодаря доступности и правильной подаче контента: человек увидел в онлайне что-то, о чем он даже не подозревал, и это стимулировало его пойти посмотреть экспозицию. В этом главная цель нашей работы — делать подобные проекты публичными, доступными и интересными. А сама методология DH позволяет работать с любыми темами и привлекать совершенно разную аудиторию», — заключает профессор Керамидас.