Мир быстро меняется, и современные вузы должны успевать за этими изменениями. Большая ответственность здесь ложится на деканов факультетов — проводников нововведений. В последние годы в Университете ИТМО на посты деканов и руководителей научных лабораторий пришло сразу несколько молодых ученых. Организаторы конференции ITMO.OPEN: Educational practices предложили им собраться за круглым столом и рассказать о том, как они развивают неклассическую экосистему в своих подразделениях.

«Прежде всего, нам было бы интересно поделиться с коллегами опытом действительно неклассических деканов, — рассказала Антонина Пучковская, директор Международного центра цифровых гуманитарных исследований ИТМО, выступившая модератором дискуссии. — Это молодые деканы, которые могут рассказать про те супер-практики, которые они внедряют в повседневной работе. С точки зрения образования, это фронтир — в том, как выглядят образовательные программы, как идет коммуникация со студентами». 

Антонина Пучковская

Антонина Пучковская

Кто такой неклассический декан?

Именно с ответа на этот вопрос участникам предложили начать дискуссию — их попросили сформулировать, чем же отличается декан нового поколения от привычного образа руководителя факультета. 

«Наверное, неклассический декан — это человек открытый, не забронзовевший, готовый работать, в том числе, напрямую со студентами», — поделился своим мнением декан факультета программной инженерии и компьютерной техники Университета ИТМО Павел Кустарев.

Павел Кустарев

Павел Кустарев

«Это человек, который в первую очередь переворачивает ожидания обучающихся, — предложил свой ответ Михаил Курушкин, декан факультета биотехнологий Университета ИТМО, — но на втором этапе он эти перевернутые ожидания студентов полностью оправдывает».

Михаил Курушкин

Михаил Курушкин

Декан факультета инфокоммуникационных технологий Александр Капитонов отметил, что неклассический декан должен очень глубоко погружаться в суть проблем, которые есть на факультете. 

«Порог уровня вопросов, в которых ты можешь принять участие, очень сильно снижается, — рассказал Александр о своем опыте, — ты можешь принимать решения даже в каких-то очень маленьких проблемах, которые тем не менее важны, ведь это то, чем живет факультет».

Александр Капитонов

Александр Капитонов

Впрочем, руководитель международного научного центра SCAMT Владимир Виноградов, полагает, что в сегодняшней реальности студенты вообще могут не знать своего декана. Главное, чтобы он обеспечил все процессы, связанные с наукой и обучением.

«Ко мне пришли бакалавры с КТиУ делать междисциплинарное исследование, — вспоминает Владимир, — я их спрашиваю, откуда они. Они называют какую-то образовательную программу, я тогда уточняю, а кто декан. Они задумались. Они реально не помнили! Я считаю, что декан в этом смысле делает свою работу отлично — в бакалавриат поступают таланты, ребята получают классное образование, мотивированы, преподаватели амбициозны и реализуют масштабные и глобально видимые проекты, при этом декан создает среду для всего этого незаметно, притягивая и концентрируя кадры на факультет».

Владимир Виноградов

Владимир Виноградов

Неклассическая коммуникация

Одним из главных помощников современных деканов являются интернет и социальные сети. Так, Александр Капитонов уже больше года ведет свой аккаунт на YouTube, рассказывая о науке, новостях факультета, даже рекомендуя студентам сериалы и книги.   

«Социальные сети — это must have, важная часть работы и часть корпоративной этики, — отмечает Александр. — У нас на каждом курсе есть свой чат, где обсуждаются вопросы с дисциплиной, административкой. Причем в конечном итоге ребята в этих чатах начинают сами помогать друг другу и отвечать на вопросы своих товарищей, снимая нагрузку с администрации».

Важно помнить, подчеркивает Павел Кустарев, что коммуникация со студентами важна, прежде всего, для самого декана. 

«Чтобы разговаривать на языке студентов, необходимо с ними разговаривать, — сказал Павел. — Чтобы привлекать их в вуз, чтобы мотивировать в процессе обучения, нужно быть понятным обучающимся. Если говорить на «взрослом», высокопарном языке, то молодые люди тебя не услышат. Но также нельзя примитизировать общение, впадать в откровенную карикатурность. Ведь задача декана — найти, как серьезные вещи, важность которых ребята поймут через 10-20 лет, донести до них сейчас и сделать это понятным языком».

Круглый стол «Неклассические деканы» на конференции ITMO.OPEN: Educational practices

Круглый стол «Неклассические деканы» на конференции ITMO.OPEN: Educational practices

 

«Крайне важно быть relatable, так, чтобы студент мог соотносить себя с деканом, — добавил Михаил Курушкин. — Это одна из ключевых предпосылок для создания правильной атмосферы на факультете».

Волнующие вопросы

Важный блок дискуссии составили ответы спикеров на вопросы участников конференции. Многие из них касались непростых тем. Так, один из вопросов касался смены поколений: как найти баланс между новым направлением развития и традиционными научными школами, особенно в условиях, когда заслуженные ученые не согласны с какими-то нововведениями.

«Здесь важно индивидуально подходить, — отметил Михаил Курушкин. — Мы относимся с вниманием ко всем сотрудникам, и, безусловно, хотим задействовать всех, кто заинтересован в решении задач факультета. Однако факультет должен работать по определенной модели, которую можно немного корректировать, но полностью менять ее нельзя, и это должны учитывать все, в том числе и ученые с большими заслугами и именем».  

По мнению Александра Капитонова, большую помощь в этом вопросе могут оказать студенты. Обратная связь от обучающихся может стать сигналом как для преподавателей — что изменения необходимы, так и для администрации — что выбранный курс нужно скорректировать.   

Круглый стол «Неклассические деканы» на конференции ITMO.OPEN: Educational practices

Круглый стол «Неклассические деканы» на конференции ITMO.OPEN: Educational practices

Также слушатели интересовались, насколько применимы неклассические инструменты в небольших вузах из регионов, где нет очень большого финансирования, устойчивого притока абитуриентов с высокими баллами и узнаваемого по всей стране имени. 

«Этот вопрос постоянно задается, — отметил Владимир Виноградов. — Универсальных инструментов нет, вместе с тем развитие в этих условиях абсолютно возможно. Но надо не бояться начинать новое, вернуться прямо на точку “ноль” и строить все заново. Прогресс должен идти без шаблонов и стереотипов, которые тянут вниз».  

Не обошлось без вопроса о том, насколько баллы ЕГЭ соотносятся с дальнейшим обучением студентов: их старательностью, желанием учиться, ответственностью и вовлеченностью в жизнь факультета. Здесь мнения спикеров разделились. Так, Александр Капитонов полагает, что связь иногда обратная: есть диапазон с 240 до 270 баллов для абитуриентов, которые уделяли больше времени своим проектам, чем подготовке к ЕГЭ. При этом они имеют колоссальную мотивацию исследовать и открывать новые направления.

Круглый стол «Неклассические деканы» на конференции ITMO.OPEN: Educational practices

Круглый стол «Неклассические деканы» на конференции ITMO.OPEN: Educational practices

Павел Кустарев, в свою очередь, настаивает, что вузы все же должны ориентироваться именно на абитуриентов с максимальными баллами. 

«Я бы сравнил это с футбольной командой. Если вы подбираете состав и говорите, что вам нужны активные, воодушевленные спортсмены, которые при этом могут плохо бегать — это странно. Баллы ЕГЭ, если они честные, — это некоторый показатель потенциала, который вуз должен раскрыть. Мастерство преподавателя в том, чтобы “высокобалльника” раскрутить, заставить его работать. Если это получится, то результат может быть намного выше, чем у человека со средним потенциалом. С другой стороны, конечно, бывают и исключения, но их относительно немного».

Наши ценности

Антонина Пучковская по окончании круглого стола поделилась мнением, что дискуссия удалась: организатором удалось достичь главной цели — рассказать участникам конференции о тех ценностях, которые разделяют в Университете ИТМО.

«Это открытость, прозрачность, отсутствие как таковой иерархии, горизонтальные связи, — отметила Антонина, — это современные технологии или мессенджеры для общения со студентами. Важно высветить голос студента, что ему нужно, и уже относительно этого переформатировать программу, трек и вообще разные форматы».

Конференция ITMO.OPEN: Educational practices прошла в Университете ИТМО 24 и 25 мая. В ней приняли участие около 200 преподавателей, руководителей образовательных программ, деканов и ректоров со всей России. По замыслу организаторов, она стала площадкой для диалога о наиболее важных тенденциях современного высшего образования в стране.