Многие до сих пор воспринимают университеты как нечто, застывшее в прошлом. С ними по-прежнему связывают образ классического места, где можно просто обучиться на определенном направлении подготовки. Но за последние 10 лет высшая школа сильно изменилась ― причем как внешне, так и по внутреннему содержанию. В вузах стали создавать принципиально новую среду для обучения, в частности открытые современные пространства. Всё это подкрепляется изменениями в содержании образовательных программ, а также новыми организационными моделями.  

О том, что стоит за трансформацией российских университетов и как сегодня строится обучение, рассказали первый проректор Университета ИТМО Дарья Козлова, руководитель Программы развития ТюмГУ Таисья Погодаева, первый проректор по экономике и стратегическому развития УрФУ Даниил Сандлер, проректор по научной работе МФТИ Виталий Баган и студент института социально-гуманитарных наук ТюмГУ Надир Махмудов. Модерировала беседу начальник управления проектов в области образования и социальной сфере и руководитель проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» Наталья Тюрина.

Куда движутся современные университеты

Трансформация ИТМО началась еще в 2015 году и продолжается до сих пор. Университет постоянно развивает передовые научные направления, ищет новые точки роста и работает на стыке дисциплин. Например, еще несколько лет назад открылся Научно-образовательный центр инфохимии, здесь работают не только химики, но и биотехнологи, информатики, биологи, физики и многие другие ― развитие направления немыслимо без интердисциплинарного подхода.

Трансформируется не только научная деятельность, но и образование: меняются модели и подходы, создаются новые проекты, разрабатываются и открываются образовательные программы. Как подчеркнула первый проректор и руководитель Программы развития ИТМО Дарья Козлова, одна из задач учебного заведения — помочь студентам и выпускникам подготовиться к быстро меняющемуся рынку, в том числе формируя у них способность развиваться постоянно и работать на очень высоких скоростях.

«Мы очень точно сформулировали, что отличает студента ИТМО. Прежде всего это нулевое время адаптации к рабочему месту. Мы ставим задачу выпускать ребят не на позицию Junior, а Middle и выше. Рынок таков, что у студентов нет времени прийти в компанию или создавать свою с нуля и дообучиться, соответственно им нужно выйти из университета максимально готовыми. Поэтому сейчас прием абитуриентов идет не столько на образовательную программу, сколько на проект, к которому привязана программа. Проектное и продуктовое мышление очень важно для наших студентов. Это и есть то, вокруг чего мы строим программу», — объяснила Дарья Козлова.

Дарья Козлова. Фото: МИА «Россия сегодня»

Дарья Козлова. Фото: МИА «Россия сегодня»

ИТМО предлагает студентам исследовательские и инженерные проекты от партнеров, но при желании обучающиеся могут стать предпринимателями и создать свой стартап — сотрудники университета помогут им собрать команду и получить ресурсы (площадь, менторство, финансовую поддержку).

Также, помимо фундаментальных дисциплин, студенты бакалавриата и магистратуры проходят общеуниверситетские модули «Предпринимательская культура», «Цифровая культура», «Критическое мышление» и «Креативные технологии». Если обучающимся сложно решить, в какой области они хотят развиваться, с рекомендацией поможет тьютор, руководитель программы или система учебной аналитики, которая предлагает студентам курсы на основе оценки более 300 параметров.

Экспертный круглый стол «Модели высшего образования. Как выбрать свой университет?» . Фото: МИА «Россия сегодня»

Экспертный круглый стол «Модели высшего образования. Как выбрать свой университет?» . Фото: МИА «Россия сегодня»

В МФТИ модель развития была сформулирована еще нобелевским лауреатом Петром Капицей. Как рассказал проректор по научной работе МФТИ Виталий Баган, один из ее пунктов подразумевает отбор самых талантливых ребят, которые хотят развиваться в области естественных наук. Если абитуриенты не набрали достаточно баллов или не выиграли олимпиаду, они могут поступить в университет по результатам собеседования и получить грант на обучение. Большое внимание уделяется фундаментальной подготовке: первые два года студенты ходят на занятия пять раз в неделю с утра и до самого вечера, а оставшиеся два года — практикуются на предприятиях.

Три кита образовательной модели УрФУ — образовательный, профессиональный и лидерский опыт. По словам первого проректора по экономике и стратегическому развития УрФУ Даниила Сандлера, современным студентам тесно находиться только в рамках обучения, они хотят попробовать себя в разных ролях, поэтому задача университета — предоставить им такую возможность. Как и в ИТМО, в УрФУ студенты пробуют свои силы в проектах, которые предлагают индустриальные партнеры. Так ребята учатся решать реальные задачи в команде и приходить к конкретному результату за ограниченное количество времени.

Даниил Сандлер. Фото: МИА «Россия сегодня»

Даниил Сандлер. Фото: МИА «Россия сегодня»

По мнению руководителя Программы развития ТюмГУ Таисьи Погодаевой, высшее образование дает не только профессиональные навыки, но и надпрофессиональные компетенции: помогает строить фундамент для жизненного пути, составлять свою картину мира, развивать аналитическое и критическое мышление. Сейчас важно получить сквозные базовые компетенции в разных предметных областях, потому что пока студенты учатся, их будущая профессия может измениться до неузнаваемости и требования к выпускникам станут другими.

Свобода выбора образовательного пути

Чтобы помочь студентам ориентироваться в процессе обучения и выбрать действительно полезные для них дисциплины, в университетах внедряются индивидуальные образовательные траектории.

Как рассказала Таисья Погодаева, в 2017 году ТюмГУ в рамках эксперимента предложил студентам самим выбрать образовательный маршрут. Проект показал, что оставаться в образовательном пространстве и продолжать обучение стали больше студентов; помимо этого, у них изменилось восприятие ответственности и самостоятельности. К тому же если раньше обучающиеся меняли направление подготовки на что-то близкое к своим компетенциям и интересу, например историки переходили на направление социологии, то теперь растет запрос на кардинальную смену деятельности.

Таисья Погодаева. Фото: МИА «Россия сегодня»

Таисья Погодаева. Фото: МИА «Россия сегодня»

Возможностью расширить спектр профессиональных навыков воспользовался студент третьего курса бакалавриата ТюмГУ Надир Махмудов. Кроме обучения по основному направлению «Международные отношения», он выбрал несколько элективов по психологии, менеджменту, экологии, юриспруденции и праву.

В ИТМО индивидуальные образовательные траектории запустили в 2018 году. Как отметила Дарья Козлова, такой инструмент помогает студентам лучше понять свой карьерный трек и сделать правильный выбор. При этом обучающимся не нужно задумываться о бюрократической стороне вопроса: изменением учебного плана и направления подготовки займется методический отдел.

«Здорово, если человек сразу точно понимает, что хочет быть разработчиком компьютерных игр, знает, какая программа готовит таких специалистов, и поступает на нее. Но таких абитуриентов всего 10%, поэтому мы даем ребятам возможность попробовать себя в разных ролях и помогаем им “доопределиться”», ― рассказала первый проректор ИТМО.

Виталий Баган уверен, что университет обязан давать студентам право на эксперименты, но при этом у них должна быть сильная личная мотивация, а к выбору дисциплин нужно подходить максимально осознанно. Поэтому первокурсникам МФТИ помогают с выбором студенты более старших курсов и научные руководители. Похожая система действует и в ТюмГУ: в выборе дисциплин первокурсникам помогает центр тьюторского сопровождения, который разбирается с истинными причинами смены направления и внутренней мотивацией.

Виталий Баган. Фото: МИА «Россия сегодня»

Виталий Баган. Фото: МИА «Россия сегодня»

Как выбрать университет правильно

В конце дискуссии спикеры дали несколько советов абитуриентам, как воспользоваться всеми образовательными возможностями.

  • Университет — это среда единомышленников и безопасная «песочница», в которой студенты могут попробовать себя в разных ролях, поэтому заранее пообщайтесь с обучающимися, задавая им вопросы, и посетите очно университет, чтобы «прочувствовать» его и понять, подходит он вам или нет.
  • Поучитесь в выбранном месте до поступления, например на очных или онлайн-курсах на базе университета, если сомневаетесь в своем выборе.
  • Помимо образовательных проектов, студенты участвуют и в профессиональных, поэтому оцените, хочется ли вам работать в конкретной индустрии и предприятии или нет.
  • Отнеситесь к выбору университета как к проекту. Другими словами, поставьте задачи, которые хотите решить за время студенчества, определите, как вы с ними справитесь и какие результаты хотите получить.