Об ИТМО

―  Сколько времени вы уже работаете в Университете ИТМО?

―  До университета я работала в ритейле, в отделе импорта «Ленты», у меня была интересная проектная деятельность. В 2018 году, когда я была в декрете, Университет ИТМО заинтересовался моим опытом работы в компании и проведения тренингов по soft skills. Поэтому меня пригласили создавать курс по эффективному управлению командой, так я начала работать как совместитель.

Тогда «софты» только появлялись в университете. Это было классное начало, я собрала команду преподавателей: люди из бизнеса, психологи, бизнес-тренеры. С тех пор университет меня затянул, я перешла сюда на основное место работы. Сейчас моя деятельность в университете разнообразна ― я создаю курсы, преподаю, а также руковожу большой и дружной командой из уже 30 преподавателей, которые ведут шесть дисциплин.

―  Ваше отношение к работе в университете тоже изменилось?

―  Да, сначала я воспринимала университет как что-то очень интересное, но временное, как хобби. Теперь это совсем не так. Сейчас мне нравится быть частью ITMO Family, я вижу здесь возможности для развития. Поэтому, если раньше я предполагала оставаться в ритейле, то сейчас я, наверное, закрыла эту страницу своей жизни и пришла в образование с серьезными намерениями.

―  Насколько я знаю, вы сами учились не в ИТМО, наверняка, многие ваши знакомые тоже, поэтому вы можете сравнивать. Чем отличается Первый неклассический от других вузов города?

―  О, ИТМО ― это вообще другой мир. У меня самой два высших образования: Философский факультет (отделение политологии) и Журфак СПбГУ. Это было такое классическое академичное образование.

То, что делает ИТМО сейчас, ― это совершенно космически иное, мне это нравится. Все очень студентоориентированное, практикоориентированное, для меня это качественно новое образование. И это круто!

― Есть представление, что вуз и «взрослая» жизнь в какой-то отрасли экономики ― это два параллельных мира с разными законами, разной культурой. Тяжело было «возвращаться» из крупной корпорации в университет?

― Да, в университете и в «Ленте» очень разные корпоративные культуры. Ритейл ― это очень иерархичная структура, где много хороших ценностей, уважение к личности, шикарный соцпакет, но сама атмосфера очень «вертикальная» ― на всех уровнях много контроля и бюрократии.

В ИТМО все несколько иначе. Университет, как мне кажется, больше «зеленая» организация, где все участники воспринимаются как члены семьи. Недаром мы ― ITMO Family. Мне это сейчас больше откликается, больше отвечает ожиданиям от компании, в которой я работаю, открывает возможности для творчества 

О преподавании

― Что самое главное для вас в преподавании? Есть ли ключик, позволяющий стать хорошим преподавателем?

― За эти три года у меня представление о преподавании  сильно поменялось. Изначально, когда я делала первый курс для студентов, я не совсем понимала, кто эти люди. Но мне повезло, тогда мы делали курс для магистрантов, среди которых много взрослых людей

Все изменилось со второго года, когда мы познакомились с бакалаврами. Это уже совершенно другие люди. У них иные культурные и возрастные  особенности. Пришлось пересмотреть и то, как я строю занятия, и сам подход к их проведению. Поэтому, мне кажется, для преподавателя главное ― иметь открытое мышление, внутреннюю готовность и желание меняться, адаптировать свое преподавание и курс под те потребности, которые есть у твоих  студентов.

― Ваши студенты в основном физики, химики, инженеры. Есть стереотип, что они не очень охотно изучают непрофильные предметы, тем более, близкие к гуманитарным дисциплинам. Насколько тяжело убедить их в том, что им надо прокачивать soft skills?

― Студент будет чему-то учиться, если он понимает ценность этого знания для себя. Мы много сил вкладываем в создание смыслов у студентов. На первых занятиях мы через рефлексию обсуждаем, зачем студенту нужно развивать те или иные гибкие навыки, как он может  привнести их в свою жизнь. И мне кажется, что у нас это получается: если вы посмотрите на наши фидбэки от студентов, то увидите, что у нас 85-90% удовлетворенности курсами. Причем, чем старше студент, тем с большим желанием он учится «софтам». Возможно, потому что он уже столкнулся на работе с ценностью этих навыков.

― В чем же эта ценность?

― Мы видим, что все очень быстро меняется, пандемия все перевернула. Нет ничего постоянного ― профессии меняются или вообще исчезают. Тебе приходится адаптироваться, и вот здесь soft skills помогают: эмоциональный интеллект, умение справиться с собой, понять, кто ты, что ты хочешь, навыки общения с окружающими, работа в команде. Все это идет в «копилочку».

― В чем отличия педагогические преподавания soft и hard skills?

― Наш блок менее теоретизированный, но не за счет того, что в нем мало теории. Создавая наши курсы, мы понимаем, что наши студенты не гуманитарии, это не их профильный предмет. Поэтому мы даем теорию на том уровне, который позволяет развить необходимый навык. Большую часть занятий студент занимается отработкой новых навыков через практические задания.

О семье

― Вы сказали, что пришли сюда во время декрета, а насколько для вас тяжело совмещать семью и работу в ИТМО

У меня двое мальчишек ― одному семь лет, второму пять. Сейчас уже не так тяжело совмещать, и для меня такая жизнь как сейчас ― это драйв, на самом деле. Потому что я чувствую сильное переплетение профессиональной и моей семейной жизни.

Я эмоциональным интеллектом вообще заинтересовалась с рождением моих детей. Потому что он там нужен, поверьте. Стрессоустойчивость, умение понимать, что тебе транслирует этот маленький человек, все тонкости воспитания, все тонкости обучения и построение взаимоотношений требует знаний. Поэтому в университете я много черпаю того, что потом приношу своим детям, и наоборот.

Наши студенты, конечно, не дети, но у своих сыновей я учусь тому, как что-то можно постигать через игру, что учиться можно весело, что мотивировать можно через хорошее настроение. Весь этот год у меня был посвящен тому, что у меня старший ребенок Никита готовился к школе. Он учился читать, считать, писать и, пожалуй, здесь мне пригодились все мои наработки. И, опять же, на ребенке проверяешь, какой подход будет работать, а какой нет.

О хобби

― И семья, и работа ― это большая ответственность. Как вы расслабляетесь? Не хочется иногда «сбежать» в какое-то хобби?

― Конечно, иногда хочется, но времени мало, а я люблю расставлять приоритеты. Поэтому свободное время преимущественно провожу с семьей. И могу сказать, что это не то, что я должна. Мне нравится тусоваться с ребятами, куда-то ездить, где-то путешествовать.

А так, я люблю читать, причем как литературу по психологии, так и художественную. Я люблю перечитывать русскую классику, но я также люблю современную американскую литературу. Из последнего я для себя открыла Донну Тартт и нахожусь в дичайшем восторге.

― Еще что-то? 

― Каких-то специфичных хобби нет, но люблю вести активный образ жизни: театры, музеи, встречи с друзьями. Очень люблю путешествовать, и раньше мы в год месяца три проводили в путешествиях. Много стран объездила, надеюсь, эта жизнь вернется к нам.

О конкурсе ITMO.EduLeaders

― Почему вы подались на конкурс?

― Наверное, ключевая причина в том, что созданный мною курс «Emotional intelligence» на английском языке для магистрантов прошел в очень сложных условиях. Мы его планировали как очный курс, а он прошел в дистанте. Но он получился очень крутым, и мы получили хороший фидбэк. Я подумала, что если этот успешный образовательный продукт есть, то почему бы его не подать на конкурс?

Юлия Романенко и Алексей Перегудин

Юлия Романенко и Алексей Перегудин

Вторая мотивация: мне в принципе хочется больше рассказывать о том, что делает наше подразделение. У многих преподавателей нет правдивого впечатления о том, что такое «софты». Им кажется иногда, что это про какие-то специфические практики или спиритические сеансы (смеется). Это абсолютно неверно ― через такие конкурсы можно показать, что мы вообще-то делаем качественный образовательный продукт, который помогает студентам.

― Чувствуете, что эта цель достигается?

― Да, хотя бы потому, что я была не единственной победительницей из нашего блока.

― А что значит победа лично для вас?

― Наверное, большее сближение с нашим сообществом. На награждении я больший кайф получала не от награды, а от того, как много коллег радуется за меня и как много у нас крутых талантливых людей в ИТМО. Мне было искренне интересно слушать питчи коллег, потому что столько классного делается. Такие конкурсы позволяют построить дружное и сильное сообщество единомышленников.