Учеба или работа? Теперь не нужно выбирать!

В Университете ИТМО активно развивается новый подход к решению этой проблемы. Мы уже писали про проектную магистратуру на факультете ПИиКТ. Другой вариант той же идеи разработан в институте «Высшая инженерная школа» — недавно созданном подразделении, объединившем НИЦ «Световодной фотоники», НПЦ «Прецизионная электромеханика» и Инженерно-технологический центр Университета ИТМО.

В 2021 году на базе Высшей инженерной школы ведется набор на одну образовательную программу — «Световодная фотоника и программируемая электроника». Уникальность программы в том, что студенты с первого семестра трудоустраиваются в одну из семи лабораторий подразделения — на правах полноценных разработчиков. Соответственно, они имеют возможность подключаться к одному из выполняемых в лаборатории проектов, работать в связке с научными сотрудниками и получать зарплату. Причем по мере успешного выполнения рабочих задач и их усложнения увеличивается и оплата труда студента.

Андрей Куликов, директор института «Высшая инженерная школа»:

«Наше научное подразделение тесно связано с индустриальными партнерами и выполняет крупные технологические проекты. Очень часто от наших партнеров мы получаем запрос на инженеров высшей квалификации — то есть не просто ребят, успешно закончивших магистратуру, а уже имеющих опыт выполнения реальных проектов. Основная цель проектной магистратуры — сократить количество лет между переходом от теоретического обучения в университете к решению практических задач, которые возникают в реальном секторе экономики. Студенты с первого семестра трудоустраиваются в подразделения Института ВИШ или у партнеров Университета ИТМО, где их знания, полученные в ходе освоения теоретических курсов, сразу же будут применяться при решении проектных задач, поставленных перед ними научными руководителями».

Индивидуальный трек и персональный подход

В течение всех двух лет обучения студенты выполняют проектные работы. Причем не обязательно быть прикрепленным к какому-то одному проекту — их можно выбирать и менять в зависимости от своих интересов, возможностей и карьерных задач.

Проект включает в себя восемь этапов работы длительностью примерно два месяца. На каждом этапе студент в своей проектной группе (под руководством научного руководителя и/или руководителя лаборатории) выполняет задачи в технической части и параллельно осваивает определенные блоки soft skills. По окончании каждого этапа нужно представить результаты своей работы либо внутри лаборатории, либо на заседании комиссии института — таким образом, в ходе таких дискуссий (проектно-исследовательских семинаров) у студента есть возможность обсудить свою работу с коллегами и руководителями, а также определиться с дальнейшим планом работ.

Анна Вознесенская, заместитель директора института «Высшая инженерная школа»:

«На финальном этапе обучающимся предлагается несколько коротких элективных модулей soft skills, направленных на формирование профессиональных навыков либо инженера-разработчика, либо исследователя — если ребята соберутся поступать в аспирантуру, либо предпринимателя-инноватора — если кто-то захочет открыть свой стартап или инновационное предприятие, либо менеджера или бизнес-администратора.

У нас предусмотрена дисциплина Business Relationships (бизнес-администрирование), в рамках которой мы приглашаем ведущих руководителей крупных индустриальных компаний — как российских, так и зарубежных — для общения с магистрантами в рамках мастер-классов и семинаров. Осуществляется разбор успешных кейсов, обсуждается, как успешно вывести проект на рынок, как реализовать инновационную технологию и запустить ее в массовое производство».

Лаборатория сборки и юстировки устройств световодной фотоники НИЦ «Световодной фотоники». Фото из личного архива

Лаборатория сборки и юстировки устройств световодной фотоники НИЦ «Световодной фотоники». Фото из личного архива

Навигационные системы, измерительные приборы — в космосе и под водой

Основными реализаторами программы являются научные сотрудники и профессорско-преподавательский состав НИЦ «Световодной фотоники». При этом программа является междисциплинарной и подразумевает две специализации: «Световодная фотоника» и «Программируемая электроника». Предметы на разных специализациях значительно различаются, но студенты в любом случае получают базовые знания по обоим направлениям: как фотоники и оптики, так и программируемой электроники. Как объясняют кураторы программы, такая, казалось бы, неочевидная связь двух направлений на деле дает конкурентные преимущества.

Иван Дейнека, начальник лаборатории моделирования и программирования НИЦ «Световодной фотоники»:

«Световодная фотоника больше работает с оптикой, программируемая электроника — это, соответственно, разводка печатных плат, создание софта и прошивок. В наших лабораториях мы создаем сложные датчики, измерительные системы и приборы: в них есть как оптическая часть, так и электронная начинка и программное обеспечение. Поэтому группы, которые являются профессионалами в области оптики и фотоники, с одной стороны, и экспертами в области программирования и электроники, с другой, должны постоянно взаимодействовать. В том числе и во время обучения, потому что наши студенты вовлечены в проектную деятельность. Они должны владеть по крайней мере базовыми представлениями и терминологией своих коллег — хотя бы для того, чтобы успешно коммуницировать во время выполнения рабочих задач и понимать друг друга».

Лаборатория сборки и юстировки устройств световодной фотоники НИЦ «Световодной фотоники». Фото из личного архива

Лаборатория сборки и юстировки устройств световодной фотоники НИЦ «Световодной фотоники». Фото из личного архива

Студентам предлагают подключиться к проектам, связанным с проектированием и программированием сложных датчиков, приборов на основе волоконной оптики, систем мониторинга и навигации, устройств измерений, элементов оптической связи и усилителей сигнала и так далее.

«Фотоника — очень широкое понятие. Большая часть проектов НИЦ “Световодной фотоники” ориентирована на волоконную оптику, то есть применение оптических световодов. Без них сейчас не обходится практически ни одна сфера жизнедеятельности. Трансконтинентальные магистральные линии связи позволяют нам обмениваться информацией со всем миром. Прецизионные навигационные комплексы строятся на основе оптических гироскопов. Все более широкое применение находят волоконно-оптические датчики: в автомобилестроении, судостроении», — добавляет Андрей Куликов.

Куда дальше

После обучения студенты смогут выбрать один из нескольких карьерных путей:

  • инженеры — это выпускники, способные выполнять задачи по проектированию и разработке устройств и аппаратно-программных комплексов для их управления;
  • ученые — выпускники, желающие продолжить свой путь в науке, например, поступая в аспирантуру и начиная работу над исследованиями, содержащими какие-либо новые научно-технические решения;
  • инновационные предприниматели — выпускники, проявляющие способности к новаторской деятельности, то есть умеющие успешно представлять результаты своей работы и привлекать к ней финансирование.
Лаборатория сборки и юстировки устройств световодной фотоники НИЦ «Световодной фотоники». Фото из личного архива

Лаборатория сборки и юстировки устройств световодной фотоники НИЦ «Световодной фотоники». Фото из личного архива

В первом наборе будут учиться 40 студентов. Причем приглашаются выпускники любых технических специальностей: физики, программисты, инженеры и так далее. Главное, как отмечают руководители программы, — это мотивация, готовность к проектной деятельности и желание профессионально самореализовываться.

Поступить на программу можно на основе вступительных испытаний, по результатам олимпиады «Я-профессионал», онлайн-форума «Тебе решать!», конкурса «Портфолио» Университета ИТМО и конкурса докладов «Конгресс молодых ученых». Подробности можно узнать на странице программы на сайте abit.itmo.ru.

Перейти к содержанию