― Какие курсы вы ведете в ИТМО и чем занимаетесь в университете, помимо преподавания?
― В ИТМО я занимаюсь административной работой и даже иногда наукой. Я веду «Операционные системы», «Администрирование в Linux», «Базы данных» и еще несколько курсов. Я являюсь заместителем декана факультета, но в основном занимаюсь международной образовательной деятельностью, то есть программами мобильности, совместными образовательными программами. Также принимаю участие в решении других административных задач вместе с командой.
Кроме этого, я кандидат педагогических наук, поэтому участвую в проектах, связанных с развитием образования, в том числе дистанционного. Также я уже более десяти лет преподаю информатику в школе, занимаюсь методической подготовкой олимпиад по этому предмету и тренирую школьников к ним. Со школьной информатикой я был связан всегда. Сразу после того, как окончил школу, начал вести кружки во Дворце творчества юных. Потом кружки перешли в работу со школьниками в университете, а дальше я стал работать школьным учителем. Благодаря своим знаниям и опыту я являюсь экспертом в области школьной информатики и вхожу в Совет по образовательной политике Санкт-Петербурга.
― Чем отличается преподавание студентам от преподавания школьникам?
― В школе я преподаю только десятым и одиннадцатым классам, ребята всего на несколько лет младше студентов, и, казалось бы, разница между ними должна быть небольшой. Первое и основное отличие в том, что студенты понимают, зачем они пришли в университет, они мотивированы учиться, и у них уже есть некоторые знания по предметам. Школьники — это еще не определившиеся дети с разными способностями и возможностями. Когда я работаю в классе, приходится подстраиваться под сложный и неоднородный коллектив, в отличие от работы в вузе.
Школа приучает к ожидаемой позиции, а в университете от студентов ждут выражения своего мнения. Иногда становится тяжело переключаться между слушателями, поэтому в школе начинаю себя вести со школьниками, как со студентами, а в университете — наоборот. Студенты недоумевают, но с интересом относятся к такому возврату в школьные времена.
― В 2005 году вы защитили диссертацию «Организация допрофессиональной подготовки старшеклассников в области компьютерных технологий в учреждении дополнительного образования детей» и стали кандидатом педагогических наук. При этом вы преподаете технические предметы в ИТМО. Кого в вас больше ― педагога или IT-специалиста?
― Я всю жизнь болтаюсь между этими двумя состояниями и как-то их совмещаю внутри себя. Я достаточно рано понял, что мне нравится преподавать и я хочу в этом развиваться. Я вижу больше творческих возможностей для этого в педагогических науках, потому что в них нет однозначных жестких методов исследования. IT, конечно, быстроразвивающаяся сфера, но она очень прикладная и, мне кажется, более скучная. Хотя я продолжаю, пусть и в небольшом объеме, заниматься научными исследованиям в области IT.
Мне всегда было интересно, как конкретный предмет донести до студентов, школьников, поэтому, наверно, нет какого-то тяготения. Во мне эти две темы гармонично сосуществуют: либо я думаю, как использовать педагогические методы, чтобы подготовить студентов в области IT, либо как применить информационные технологии, чтобы эффективно преподавать.
― Вы стали лауреатом конкурса ITMO.EduStars. Но и до этого были награды. Например, в 2019 году вам вручили почетный знак святой Татианы за просветительскую деятельность и вклад в социальное развитие Санкт-Петербурга. Как вы относитесь к конкурсам и наградам в области образования?
― Такие награды помогают поддерживать внутреннюю мотивацию, показывают, что мои убеждения и подходы в преподавании приносят результаты. Также они подкрепляют авторитет, потому что, когда я работаю с большой и разнородной аудиторией, она оценивает не только, насколько хорошо я знаю предмет или удерживаю ее внимание, но еще и мои регалии. Поэтому, мне кажется, это действительно важно, особенно когда я только знакомлюсь со студентами.
― Есть ли у вас какие-либо правила, которых вы придерживаетесь в преподавании?
― В любой момент студент должен понимать, почему и зачем он сейчас изучает предмет. Большинство преподавателей начинают курс с того, что объясняют роль дисциплины в обучении и стараются мотивировать студента, но на самом деле этого мало.
В большом и сложном курсе много составляющих и фактов, поэтому когда преподаватель рассказывает курс годами, то уже знает, что и в какой момент он будет говорить, как связаны все элементы курса. Для нового человека эти связи совершенно не очевидны, поэтому очень важно выстроить диалог со студентом, чтобы он когда угодно, даже если пропустил лекцию или отвлекся, мог понять, почему ему сейчас рассказывают про это, как это связано с тем, что было раньше, и будет связано со следующими лекциями. За счет выстраивания множества связей и создается глубина знаний. Поэтому самый важный принцип в преподавании — это принцип системности, осознанности себя в этом предмете в любое время.
Еще одно обязательное, но банальное правило: преподаватель должен быть абсолютно уверен в знаниях в своей области и идти в ногу со временем. У меня не бывает такого, чтобы я одну и ту же лекцию читал два года подряд, ее содержание никогда не будет строго таким же. За год могут появиться какие-то новые факты, примеры, но, главное, я постоянно открываю для себя новые закономерности, переосмысляю то, что я знаю о предмете. Это дает уверенность, что я понимаю, о чем говорю. Если преподаватель не понимает предмет и говорит красивыми фразами из умного учебника, он теряет доверие студентов.
― Давайте поговорим о хобби. Я знаю, что вы любите музыку и бардовские песни. Как давно вы занимаетесь музыкой?
― С бардовской песней я познакомился давно, еще в то время, когда сам был учащимся Дворца творчества юных: ребенком был в «Орленке», ездил в пионерские лагеря. Там же ходил в походы, в которых пели популярные бардовские песни. На самом деле у меня есть музыкальное образование: я закончил музыкальную школу по фортепиано, правда, уже много лет не практикуюсь. Благодаря образованию и музыкальному слуху я легко освоил гитару, и до сих пор на встрече с друзьями мы поем, в том числе бардовские песни. Они мне нравятся, наверно, потому, что это философия, переживания, осмысление. Это не хайп и не музыка, которая должна вызвать бурю эмоций, ― это для души.