Единая экосистема
Главной темой выставки стало исследование самого ИТМО и межвидового/междисциплинарного/межтехнологического взаимодействия в рамках единой экосистемы. Куратор выставки проводит параллель между внутренним устройством университета (с его сетью взаимодействий между студентами, преподавателями, учеными, научными группами, партнерами и внешними институциями) и «информационной сетью природы», мицелием, который связывает различные виды в единую систему обмена питательных элементов, ресурсов и сигналов.
Отсюда и название выставки — «Оптомицелий», подчеркивающее научно-технологическую направленность университета и его схожесть с разветвленной системой грибных тел. Подобно живым существам, связанным воедино, университет состоит из отдельных научных центров, факультетов и индивидов, каждый — со своими целями и задачами, но всегда готовый к обмену знаниями и ресурсами для совместного развития.
В подтверждение этой связи многие проекты художники выполнили при поддержке ученых ИТМО. И такой подход напрямую отвечает одной из целей всего проекта — формированию платформы для коллаборации Art&Science-художников c научными коллективами. Как отмечает Евгений Хлопотов, куратор выставки и студент магистратуры Art&Sciencе, ученые не только помогали в создании отдельных проектов, но и участвовали в отборе:
«Концепция выставки родилась еще полтора года назад, во время моего обучения на первом курсе магистратуры. Нам предложили принять участие в конкурсе на создание выставки про образ Университета ИТМО, которая при этом могла бы стать площадкой для сотрудничества студентов и художников с учеными и научными лабораториями. Моя концепция прошла отбор и дальше мы объявили open call для художников. Я предлагал авторам поразмышлять либо о красоте технологий (с которыми работает ИТМО) как таковых, либо, осознавая, что технологии не существуют в отрыве от временных рамок, пофантазировать о том, к какому будущему — с позитивным или негативным вектором — нас может привести развитие этих технологий. В качестве одного из этапов отбора, мы показывали предложенные идеи проектов ученым, чтобы они оценили научную составляющую каждой работы», — рассказывает Евгений Хлопотов.
Университет ИТМО впервые стал объектом художественного осмысления и интерпретации. Но, как объясняет Дмитрий Озерков, руководитель образовательной программы Art&Science ИТМО и заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, к подобным размышлениям рано или поздно приходит практически каждая крупная организация:
«Это такая рефлексия, попытка самоосознания: любая институция в какой-то момент начинает смотреть на себя и думать: “Что я собой представляю, где мои границы, где мои устремления?”. Так же и каждый художник в какой-то момент обращает взор на себя: как он устроен, чем занимается, где живёт, с кем общается. Тем не менее, здесь нет никакого самолюбования — это, скорее, попытка понять, как Art&Science встраивается в существующую систему знаний, исторически сложившуюся структуру университета», — комментирует он.
Как звучит наука
За рефлексию университета как институции и научного знания как процесса взялись медиахудожники Ильдар Якубов и Борис Шершенков — преподаватели магистратуры Art&Science. В работе «/root_cave» Ильдар Якубов обращается к ключевым событиям в истории ИТМО — от советских времен до нашего времени. Цифровые данные о научной жизни университета и о том, как деятельность ИТМО повлияла на развитие советской науки в целом, собранные из открытых источников, были отфильтрованы и обработаны целой комбинацией различных алгоритмов машинного обучения. В результате получилось нейросетевое видеопутешествие по истории трансформации университета сквозь главные этапы его существования. Исторический анализ данных был выполнен художником совместно с Михаилом Гальпериным и Александром Кудряшовым — студентами программы «Цифровые методы в гуманитарных исследованиях» (специализация «Культурная аналитика»), а также Александрой Ненько, Мариной Куриловой и Марией Подкорытовой — участницами «Лаборатории качества городской жизни» Университета ИТМО.
Борис Шершенков — при содействии Максима Хлопотова, замдекана факультета информационных технологий и программирования ИТМО — разработал устройство «Digitoscope ITMO». Оно анализирует данные о публикационной деятельности университета из базы Scopus и переводит его в двумерные визуальные структуры, повторяющие логику клеточных автоматов. Такая визуализация демонстрирует зарождение «инфомолекул» —— самоорганизации данных в живые структуры, предшественников виртуальных постбиологических форм жизни. А сопровождающее работу звуковое наполнение, сгенерированное из полученных визуальных структур, позволяет услышать недоступные для восприятия движение в академическом поле.
Визуализировать и озвучить непредставимое пытается известный трансдисциплинарный художник и исследователь::VTOL:: — разработанный им объект «J2000.0» моделирует движение звезд в двух кластерных звездных системах: Ню Скорпиона и AR Кассиопеи. Вращающиеся с разной скоростью диски (их количество соответствует количеству звезд в этих кластерных системах) меняют свою скорость согласно математической модели, основанной на теоретических расчетах гравитационных взаимодействий. Сгенерированный самим механизмом устройства бесконечный звукоряд, по задумке художника, позволяет услышать поэзию далеких космических миров — физически недостижимых, но доступных для фантазии.
Природный «интернет»
Основная мысль выставки — аналогия между природными системами обмена информацией, ресурсами, межвидовой коммуникации и технологическими средствами. Подобно интернету, связывающему людей с технологическими устройствами и друг с другом, природные экосистемы функционируют по тому же самому принципу передачи сигналов и обмена информацией. Наиболее наглядно эту аналогию демонстрирует работа «Киберриза» Григория Киргизова. Это инсталляция из корней дерева, оптоволокна и видеопроекции, генерируемой кодом-симуляцией слизевика. По словам автора, проект в том числе вдохновлен деятельностью лаборатории SCAMT с их технологиями биоинженерии, биороботов и метаматериалов.
Киберриза — это не только наглядное представление основного принципа функционирования экосистем, где каждый действует из своих интересов, но при этом связан со всеми в составе чего-то гораздо большего, будь то микориза (симбиотическая сеть из мицелия грибов и корней растения), клетки в живом организме, нейроны в мозге, человеческое сообщество или интернет, связывающий технологические устройства в единую глобальную сеть.
«Если мы посмотрим внимательнее, то увидим, что способы организации живой материи везде одинаковы, хотя для нашего способа мышления это и непривычно. Мне хотелось показать возможность синтеза параллельных веток эволюции: природы и технологий. Мне кажется, в текущей ситуации об этом особенно важно говорить, ведь сейчас технологии зачастую оказываются во враждебных отношениях к природе. Человек одновременно отчужден и от природы, и от технологий. И в своей инсталляции, где есть технобиологический симбионт и интерфейс взаимодействия с ним, я хочу преодолеть эту отчужденность, сделать границы более проницаемыми. Подумать о возможности симбиоза биологических организмов, технологий и человека», — объясняет Григорий Киргизов.
Теме связи человека и природы (и природных субъектов друг с другом) посвящена инсталляция «16.22.CO2». Её автор, медиахудожница Анастасия Лукута, обращается к альтернативным, нечеловеческим системам коммуникации в попытке осознать то, что лежит за пределами понимания. Несмотря на то, что тема активно исследуется учеными и междисциплинарными художниками, для обычного человека принять мысль, что растения, грибы, животные и бактерии могут общаться друг с другом — всё ещё труднопредставима. Чтобы приблизиться к непосредственному переживанию этой межвидовой коммуникации, художница предлагает интерфейс, основанный на обмене углекислым газом между мицелием и человеком. При этом проект переворачивает устоявшееся антропоцентричное восприятие, в котором растения создают среду для жизни людей и других видов, вырабатывая для нас кислород, а в рамках инсталляции художница создает иную, обратную историю и пространство, в котором поддерживает идеальную среду обитания для мицелия вешенки за счет выработки своим дыханием углекислого газа, необходимого для жизни гриба.
Экологические катастрофы и утраченные виды
О переосмыслении отношения к природе в своей работе размышляет Галина Алфёрова. В инсталляции «Мама, смотри, дельфины!» художница представляет вариант будущего, к которому мы, с высокой долей вероятности, придем, если не изменим свое поведение в ближайшее время. Инсталляция переносит зрителя в 2070 год — экологическая катастрофа сделала все морские пространства необитаемыми, ядовитыми и опасными. Воздух отравлен, море токсично, и всё, что остается ― это ностальгировать по счастливым временам, перебирать фотографии из прошлого, когда отдых у моря был обычным способом провести отпуск, и вдыхать искусственно синтезированный морской аромат из 2020-х — главный элемент инсталляции.
«Можем ли мы себе представить, что всего через 50 лет — в период молодости наших внуков — всего этого уже не будет. Не будет такого моря, к которому мы привыкли, не будет возможности съездить на курорт, подышать морским воздухом — всё будет сильно загрязнено. Как будет пахнуть море будущего, можно почувствовать в пробах воздуха из 2070 года, которые мы сделали вместе со Светланой Уласевич из НОЦ Инфохимии из экстракта кефали, дизельного топлива и водорослей. Согласно моему художественному исследованию (которое основано на многочисленных научных фактах), условная точка катастрофы произойдет в 2047 году — к этому времени такие факторы, как химическое загрязнение воды, закисление океана, повышение температуры на планете могут накопиться до критических значений, что создаст такие условия, которые будут неприемлемы для большинства морских обитателей. На самом деле уже сейчас, в наше время, вполне официально заявляют, что начинается шестое массовое вымирание видов, а количество рыбы достигло рекордно низких значений», — рассказывает Галина Алфёрова.
Тему исчезнувших видов продолжает работа художницы и профессора Университета Сорбонны Ольги Киселёвой. Проект «Призрачный лес» посвящен исчезнувшим растениям, воссозданным археоботаниками. Из найденного автором на развалинах крепости Масада в Израиле семечка древней пальмы (оно также представлено в экспозиции) французские биологи смогли вывести уникальный образец, названный ими «Мафусаил» ― спустя примерно 1500 лет после полного исчезновения вида. В своей работе художница размышляет о возможности воссоздания древнего пейзажа как о способе возместить ущерб, нанесенный природе человечеством. И об обмене информацией между возрожденными растениями и уже существующими как о своего рода машине времени, способствующей передаче информации из прошлого в настоящее и наоборот.
Выставка «Оптомицелий» работает до 13 февраля все дни недели, кроме понедельника. Адрес: пространство AIR (Art.ITMO.Residency), Биржевая линия, 16. По субботам и воскресеньям проходят медиации, записаться на которые можно на сайте проекта, а за событиями образовательной программы можно следить в Инстаграм-аккаунте пространства AIR @air.itmo.