— Вы как-то написали у себя в соцсетях, что английский — это ваша «работа, увлечение и стиль жизни». А как вообще всё началось, почему вы решили связать жизнь именно с ним?

— Английский вплетен в мою жизнь настолько сильно, что, наверно, он у меня везде. И мне кажется, так и должно быть. С детства у меня была какая-то внутренняя мотивация к изучению языка. Никакой другой предмет не приносил такого удовольствия, как английский: мне нравится читать книги на английском, слушать, как он звучит, общаться на нем. Поэтому у меня даже не возникал вопрос, быть ли мне, например, инженером, хотя мне нравились физика и математика. Я целенаправленно поступила в РГПУ им. Герцена и выбрала то, что мне по душе. Ведь заниматься работой, которая не нравится, не имеет смысла.

— Как развивалась ваша карьера до работы в ИТМО?

— Я работала в разных школах и считаю, что это совершенно потрясающий опыт, ведь у каждого учебного заведения своя атмосфера. Сначала я три года преподавала в обычной школе ученикам начальных и средних классов, потом работала в Санкт-Петербургской международной школе, это одна из площадок Герценовского университета, именно там я научилась бережному отношению к учащимся. Затем преподавала в Петергофской гимназии и именно там решила, что пора выводить свое профессиональное развитие на новый уровень. Я благодарна судьбе за тот опыт, который у меня есть, за тех коллег, с которыми я работала и работаю. Самое важное в жизни — это люди, которые тебя окружают.

— Два года назад вы решили перейти из школьной системы в университет. Почему?

— Я хотела попробовать что-то новое, и это, кстати, лучший способ избежать профессионального выгорания. Когда-то давно на одном из семинаров по подготовке к IELTS я познакомилась с коллегой, и по ее рассказам у меня сложилось положительное представление об ИТМО. Мне стало интересно и спустя некоторое время я решила здесь поработать.

Я понимала, что при переходе с одного места работы на другое процесса адаптации не избежать, но мне удалось очень легко переключиться. Потребовалось только немного времени, чтобы влиться в университетскую жизнь.

Фото: ITMO.NEWS

Фото: ITMO.NEWS

— Вы преподаете курс «Иностранный язык в профессиональной деятельности», а также выступаете координатором по развитию преподавателей центра изучения иностранных языков (ЦИИЯ). В чем заключается ваша работа?

— Помню, в одной из частей диплома для преподавателей английского языка DELTA был финальный раздел, в котором нужно было написать планы, чем я хотела бы заняться, когда завершу обучение. Я написала довольно много пунктов, и один из них ― стать тренером для преподавателей (teacher trainer). Именно поэтому еще до работы в ИТМО я прошла курсы и стала готовить преподавателей английского языка к кембриджскому экзамену по методике языка в одной из языковых школ.

В сентябре 2021 года я получила предложение от Анастасии Никуленко (директор ЦИИЯ — прим. автора) стать координатором проектов по профессиональному развитию преподавателей центра. С одной стороны, эта работа предполагает большую ответственность, а с другой ― дает мне вдохновение, ведь у меня есть возможность поделиться знаниями с другими, а также самой научиться новому.

Как координатор я интересуюсь, какие запросы или трудности есть у преподавателей, а также какой уникальный опыт в сфере обучения студентов они могут предложить коллегам. Я организую мероприятия, на которых мы собираемся и обсуждаем разные темы и актуальные вопросы. Это создает особую атмосферу и мотивирует попробовать что-то новое. Нам иногда кажется, что если мы что-то знаем и умеем, то это очевидно, и для других это не новость, но на деле это не всегда так. Очень важно делиться опытом и применять полученные знания на занятиях со студентами.

— А как вы сами строите занятия и что в них считаете главным?

— Основной вопрос, который я задаю себе во время подготовки к занятиям: «Зачем?» Например, зачем я даю студентам именно это задание. И как только я сама объясню себе, что и с какой целью делаю, всё сразу логически выстраивается. Мне обязательно нужно понимать, к какому результату мы должны прийти. И мне важно, чтобы в результате студенты получили что-то ценное. Какой бы учебник или материалы мы ни брали, я считаю, что главные ресурсы — это студент, учитель и их общение. Очень важно вовлечь студентов в процесс обучения. И, наконец, нужно уметь быстро перестроиться, если что-то пошло не так, потому что одно дело ― план занятия, а другое — как оно проходит на самом деле.

Я веду практические занятия у студентов факультета инфокоммуникационных технологий (ФИКТ) и факультета программной инженерии и компьютерной техники (ФПИиКТ). Студенты легко вовлекаются в изучение английского: слушают подкасты, смотрят видео, делятся идеями с другими. Если в результате моих занятий они узнали что-то новое, научились эффективно общаться, презентовать свой проект и, может быть, даже придумали новую идею, это замечательно.

Фото: ITMO.NEWS

Фото: ITMO.NEWS

— В сфере ваших профессиональных интересов вы указываете «эффективные способы изучения английского языка». Можете поделиться несколькими советами, как лучше учить иностранный язык?

— Самое главное, на мой взгляд, ― не останавливаться в обучении и отнестись к нему как к приключению. Если человек считает английский чем-то трудным, скучным, если это одно сплошное преодоление себя, процесс изучения замедляется. Но если смотреть на это изучение как на приключение, ситуация может кардинально измениться! Можно поиграть со словами в предложении, придумать свои примеры, посмотреть или почитать книги, делать ошибки, но всё равно идти дальше, продолжать! Особенно важно заниматься сфокусировано, например, после прочтения статьи лучше выписывать интересные фразы, которые хотелось бы использовать, и придумать свои примеры.

— Что дала вам победа в конкурсе ITMO.EduStars?

— Для меня это одна из самых значимых наград. Она показывает, что то, что я делаю каждый день, имеет смысл. Это очень важная веха, подтверждающая, что я двигаюсь в нужном направлении.

Юлия Артеменкова. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Юлия Артеменкова. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

— А чем вы занимаетесь в свободное время?

—  Я очень люблю смотреть фильмы и читать книги, чаще всего это нон-фикшн. Последнее, что меня привлекло и стало моей настольной книгой, — это «Атомные привычки. Как приобрести хорошие привычки и избавиться от плохих» Джеймса Клира. Когда я в первый раз прочитала название, подумала, что книга про привычки, которые занимают огромную часть нашей жизни, но оказалось, что она про маленькие шажки, которые приводят к результату. И неважно, что это ― потребность больше заниматься спортом, есть меньше сладкого или изучать язык.

В преподавании тоже есть привычки. Если изменить свое поведение, можно получить совершенно другой результат. Например, если я замечаю, что уделяю недостаточно внимания работе над произношением, я записываю эту задачу в план своего урока, добавляю упражнение и это постепенно становится привычкой.

А еще я немного занимаюсь волшебством. В последние два года я создаю косметику: изучаю рецепты, делаю разные кремы с действенными составами и стараюсь быть лучшей не только в английском, но и во всем, что делаю.